Источник: газета «Время новостей»
Автор: Эдуард Ломовцев
Опубликовано: 22.02.2007, 13:32

Пути бомбы неисповедимы

Расследование терактов в самолетах в 2004 году перешло в гражданскую плоскость


В Дзержинском райсуде Волгограда началось рассмотрение гражданского иска группы родственников пассажиров самолета Ту-154, в августе 2004 года разбившегося в результате теракта. Ответчиком по делу значится ЗАО "East-Line Aviation Security" - служба безопасности аэропорта "Домодедово", откуда в свой последний рейс вылетел погибший лайнер. Истцы полагают, что эта структура, отвечавшая за предполетный досмотр пассажиров и багажа, должна нести ответственность за то, что на борт самолета была пронесена бомба. В качестве моральной компенсации за гибель близких истцы требуют от компании по 3 млн. руб. каждый. Сам иск подан от имени 21 родственника жертв трагедии.

Пока состоялось только первое заседание по этому гражданскому делу, и исход его неясен. Однако тот факт, что суд принял этот иск к рассмотрению, может иметь серьезные последствия для всей эпопеи с расследованием терактов августа 2004 года. Генпрокуратура, расследующая соответствующее уголовное дело, почти с самого начала заявила, что вины службы безопасности (СБ) аэропорта в происшедшем нет. Хотя СБ должна была отвечать за проверку всех людей и предметов, направлявшихся на борт. Представитель самой службы безопасности "Домодедово", кстати, уже попросил привлечь в качестве соответчика правительство РФ.

Ту-154 (рейс Москва - Сочи) и Ту-134 (Москва - Волгоград), вылетевшие из аэропорта "Домодедово", террористы взорвали 24 августа 2004 года. Взрывы произошли почти одновременно - в 22.53. В этот момент Ту-154 находился в небе над Ростовской областью, Ту-134 - над Тульской. Рейсом на Сочи летели 46 пассажиров и членов экипажа, в Волгоград - 44 человека. Все 90 человек погибли.

По версии Генпрокуратуры, взрывы на самолетах осуществили уроженки Чечни Аманат Нагиева и Сацита Джебирханова, как предполагается, завербованные сепаратистами и снабженные бомбами. Хотя до сих пор никто официально не подтверждал, что бомбы взорвали именно они (одновременность взрывов, как полагали эксперты, может говорить о том, что бомбы были с часовым механизмом, а это версию смертниц опровергает). Следствие также предполагало, что организовали теракты Шамиль Басаев и Ачемез Гочияев (организатор взрывов жилых домов в Москве осенью 1999 года).

Подозрения в халатности с сотрудников службы безопасности аэропорта Генпрокуратура сразу сняла. Зато позже нашла других виновных. Ими оказались сотрудник ЛОВД "Домодедово" капитан милиции Михаил Артамонов, спекулянт билетами Армен Арутюнян и сотрудник службы безопасности авиакомпании "Сибирь" Николай Коренков. Артамонов был осужден на семь лет в июне 2005 года за халатность в связи с тем, что когда предполагаемые террористки прибыли в аэропорт, он их не обыскал. Арутюняна наказали полутора годами колонии за то, что он продал террористкам (если это были они) билеты. А Коренков получил такой же срок за то, что помог женщинам пройти в самолеты, когда посадка официально уже закончилась. Но родственники погибших попытались выяснить, кто должен был отвечать за то, что бомбы каким-то образом все же попали в самолеты.

В феврале 2005 года они обратилась к президенту Путину с письмом с просьбой взять под свой контроль расследование уголовного дела. Среди прочих причин в нем указывалось на то, что следователи, по мнению родственников, не дали должной оценки действиям службы безопасности аэропорта. Они писали, в частности, что вопрос о надлежащем или ненадлежащем исполнении своих обязанностей сотрудниками службы авиационной безопасности вообще был проигнорирован, а "никто из гражданских сотрудников аэропорта не был допрошен в каком-либо процессуальном качестве".

Но письмо эффекта не возымело. И тогда 21 родственник погибших пассажиров рейса Москва-Волгоград решили подать иск к службе безопасности о возмещении морального ущерба. В нем требуется по 3 млн. руб. в качестве компенсации морального вреда от ЗАО "East-Line Aviation Security" и по 100 руб. от компании "Волга-Авиаэкспресс", эксплуатировавшей самолет.

На первом заседании представитель компании "Ист-лайн" заявил несколько ходатайств. Начал он с просьбы отложить рассмотрение до конца расследования основного дела о взрывах самолетов. Однако судья Светлана Ченегина, согласившись с доводами другой стороны, что дело приостановлено на неопределенный срок, а также с тем, что розыск организаторов терактов не влияет на факт виновности или невиновности службы безопасности, приняла сторону истца. Дело решено рассматривать, впрочем, ответчиком по нему будет проходить не только правопреемник East-Line Aviation Security, но и правительство РФ. О привлечении его в качестве соответчика попросил представитель "Ист Лайн", поскольку, по его мнению, обеспечивать безопасность граждан должно государство. И судья с этим согласился.

В самой компании "Ист Лайн" вчера заявили: "Комментировать данную ситуацию невозможно. Согласно официальному заключению госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф самолетов Ту-134 и Ту-154 24 августа 2004 года вины аэропорта "Домодедово" в случившемся нет".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 22 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ИСТ ЛАЙН, Капитан, Ту-154, Ту-134, АвиаЭкспресс, Ту-154М (в процессе тестирования)