О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отчет компании Merrill Lynch по итогам визита предприятий-поставщиков программы производства Boeing 787 в Японии

Группа специалистов компании Merrill Lynch, анализирующая деятельность компаний аэрокосмической и оборонной отраслей США, отправилась в Японию, где посетила предприятия основных поставщиков программы производства Boeing 787

Процесс производства компонентов Boeing 787 на предприятиях компаний Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries и Fuji Heavy Industries

На этой неделе группа специалистов компании Merrill Lynch, анализирующая деятельность компаний аэрокосмической и оборонной отраслей США, отправилась в Японию, где посетила предприятия основных поставщиков программы производства Boeing 787. В г. Нагоя специалисты осмотрели заводы компаний Mitsubishi Heavy Industries (MHI), Kawasaki Heavy Industries (KHI) и Fuji Heavy Industries (FHI). На долю этих японских компаний приходится 35% от общего объема компонентов, производимых для программы Boeing 787. Они выпускают ключевые крупногабаритные элементы конструкции лайнера из композиционных материалов, такие как кессоны и консоли крыла, а также части фюзеляжа. Представители компании Merrill Lynch посетили также предприятие компании Toray, поставляющей композиционные материалы, и ряд других компаний аэрокосмической/авиационной отрасли в Токио. В этом документе мы представили данные, основанные на собственных наблюдениях за процессом производства и ходом реализации программы.

Первый полет и выкатка Boeing 787 должны состояться в соответствии с графиком

Наблюдения за ходом работ японских предприятий дают основания полагать, что выкатка первого Boeing 787, запланированная на июль, и первый полет нового самолета, запланированный на август-сентябрь текущего года, состоятся в соответствии с утвержденным графиком. Компания Boeing делает все от нее зависящее для того, чтобы график не был сорван. На многих предприятиях-поставщиках работали или работают в настоящее время инженеры компании Boeing, которые помогают ускорить производственный процесс в интересах соблюдения графика поставок. Компании KHI и FHI осуществили поставки в срок (первые элементы были направлены на завод в Сиэтле в январе 2007 г.). Компания MHI должна отправить свою продукцию в конце марта 2007 г. В настоящее время японские компании производят компоненты для четвертого по счету самолета Boeing 787.

Boeing 787 изменит облик гражданской авиации

Результаты визита подтверждают наш тезис о том, что модель Boeing 787 изменит облик гражданской авиации. Причем речь идет не только об эксплуатационных характеристиках лайнера, но также о производственных процессах. Мы еще раз убедились в том, что авиастроительная отрасль все активнее переходит от использования преимущественно алюминиевых компонентов к компонентам из композиционных материалов. Мы считаем, что с этого момента именно композиционные материалы станут основой производства всех новых гражданских самолетов. Компания Boeing, создающая модель Boeing 787, стала лидером, возглавившим процесс изменений.

Мы уверены, что наши прогнозы относительно графика поставок Boeing 787 абсолютно верны

В соответствии с нашим прогнозом, компания Boeing поставит своим заказчикам 28 самолетов модели 787 в 2008 г., 84 - в 2009 г., 108 - в 2010 г. и 120 - в 2011 г. Наш прогноз немного консервативнее прогноза компании Boeing, поскольку мы учитываем возможность некоторых задержек, связанных с непредвиденными сложностями, которые могут возникнуть при реализации программы проектирования этого лайнера. С учетом вышеизложенного, мы хотели бы подчеркнуть, что с нашей точки зрения, прогноз поставок самолетов Boeing 787 на период 2008-2011 гг. абсолютно точен.

Ключевые наблюдения

Сокращение объема трудозатрат

По сравнению со многими предприятиями аэрокосмической отрасли, которые мы посетили, здесь значительно меньше сотрудников. Технологический процесс предусматривает небольшую численность персонала. Это объясняется сокращением количества деталей, изготавливаемых для Boeing 787. Например, верхняя часть центрального кессона крыла Boeing 787 (секция 11) является единым элементом. Для модели Boeing 777 пришлось бы изготавливать 19 компонентов и соединять их более чем 5000 креплений. Мы пришли к выводу, что производство крупногабаритных конструкций из композиционных материалов требует более широкого применения автоматизации и более сложных технологических процессов по сравнению с производством традиционных компонентов из алюминия. Увеличение автоматизации процесса позволяет сократить численность привлекаемого персонала при выпуске компонентов, состоящих из меньшего количества элементов.

Пылезащищенные производственные помещения

Визит на четыре предприятия японских компаний произвел на нас глубокое впечатление. Новые просторные здания были сданы в эксплуатацию в 2006 г. и предназначались специально для программы Boeing 787. Они оснащены современным оборудованием, требующим значительно меньше персонала для его эксплуатации и обслуживания по сравнению с традиционными предприятиями авиастроительной отрасли. Мы были поражены стерильной чистотой цеха, где рабочие в защитной одежде осуществляли подготовку и укладку композиционных материалов, создавая обшивку самолета. Цех оборудован системой защиты от пыли, что нетипично для предприятий тяжелой промышленности.

Большая доходность по сравнению с другими программами производства самолетов

Посещение японских предприятий укрепило наше убеждение в том, что программа производства Boeing 787 может обеспечить более высокую доходность по сравнению с программами производства других самолетов. С точки зрения инвестиций, единственным значительным вложением в программу производства стало приобретение грузовых самолетов Boeing 747LCF для транспортировки элементов нового лайнера. Объем инвестиций в программу Boeing 787 должен составить незначительную долю от вложений в ранее реализованные программы, что обеспечит более высокую рентабельность проекта.

Единый процесс производства различных компонентов

Все поставщики используют сходные по ряду ключевых аспектов процессы производства компонентов из композиционных материалов. Процесс выпуска элементов из композиционных материалов примерно одинаков (для компонентов любого размера и формы) и включает в себя шесть основных этапов:
  1. укладка слоев композиционного материала с использованием высокоточного автоматизированного оборудования в пылезащищенной зоне;
  2. отверждение элемента из композиционного материала в большом автоклаве;
  3. обработка кромки и просверливание технологических отверстий;
  4. проведение неразрушающих испытаний с использованием ультразвукового оборудования для выявления дефектов изделия;
  5. установка креплений и других элементов;
  6. окраска.
Представители всех трех производителей назвали первый этап самым важным, особенно, когда речь шла о производстве крупных элементов, таких, как крыло. Мы также пришли к выводу о том, что этот этап является самым инновационным во всем технологическом процессе. Он основан на использовании интеллектуальной собственности компании Boeing. Многие технологии, нашедшие применение в программе производства Boeing 787, были созданы изначально для программы Sonic Cruiser.

Быстрое накопление технического опыта

Мы ожидаем, что в рамках программы Boeing 787 производители будут быстро накапливать технический опыт. Накопление будет особенно быстрым на начальном этапе реализации программы. Этот показатель значительно превысит аналогичные показатели, достигнутые в рамках таких программ, как производство моделей Boeing 777 и Boeing 767. По нашему мнению, темпы накопления опыта в рамках этой программы будут сходны с показателями программы производства модели Boeing 707, где использовались инновационные технологии производства конструкций самолета из алюминия и появились новые технологии в области двигателестроения.

Мы станем свидетелями значительного повышения эффективности, когда новые процессы начнут применяться в серийном производстве. Поставщики программы Boeing 787 смогли существенно сократить время производства оборудования для второго самолета по сравнению с первым (в два - три раза) за счет внесения незначительных усовершенствований в технологический процесс. По нашему мнению, производительность радикально возрастет после начала серийного производства нового самолета. Это будет вполне естественным, учитывая новизну технологических процессов и используемых материалов. Совершенствование процессов производства (например, за счет внедрения инновационного автоматизированного оборудования) ускорит производственный цикл и увеличит производительность.

Низкие капиталовложения компании Boeing - возможность для расширения производства

До посещения производственных мощностей участников программы производства Boeing 787 нам было сложно оценить объем инвестиций в программу. Все предприятия были недавно построены и оснащены новым оборудованием специально для этой программы. Однако важно отметить тот факт, что все вложения были сделаны самими партнерами, а не компанией Boeing. Мы считаем, что коэффициент рентабельности активов в данном случае будет существенно выше по сравнению с другими программами. Реализация этой программы действительно не потребует значительных ресурсов. Все предприятия имеют возможность для расширения производства. Примечание: компания Boeing не планирует расширять производство до 2011 г.

Преимущества, обеспечиваемые композиционными материалами, станут ключевыми при позиционировании Boeing 787 в качестве самолета нового поколения

По нашему мнению, широкое использование композиционных материалов в конструкции Boeing 787 знаменует собой фундаментальные изменения, происходящие в аэрокосмической отрасли. По своему значению они сходны с переходом от использования дерева в конструкциях самолетов к алюминию. Композиционные материалы имеют меньший вес и большую прочность. Кроме того, они долговечнее алюминия и всех других материалов. Они меньше изнашиваются и практически не подвержены коррозии. Исходя из этого, мы считаем, что большинство самолетов будущего будут сделаны именно из композиционных материалов, которые превосходят по большинству показателей алюминий. Композиционные материалы имеют следующие очевидные преимущества по сравнению с алюминием:
  • Усовершенствованный процесс производства - Мы смогли лично убедиться в том, что процесс производства нового самолета стал значительно проще. Кроме того, существенно сократилось количество необходимых компонентов. Например, для производства элемента фюзеляжа требуется 1500 листов алюминия и 40000 - 50000 креплений. В случае использования композиционных материалов это количество сокращается до одного единого элемента, то есть соотношение составляет 1500 к 1 (не считая креплений). Компания Boeing также усовершенствовала процесс производства, максимально автоматизировав его, что дало возможность сократить количество персонала, вовлеченного в процесс.

  • Сокращение объема технического обслуживания самолета - За счет использования композиционных материалов и усовершенствованных бортовых систем Boeing 787 будет иметь более длительные интервалы между текущими проверками и регламентными работами. Этого удастся добиться за счет того, что композиционные материалы меньше подвержены коррозионным изменениям.

  • Улучшение эксплуатационных характеристик самолета - Самолет, построенный из композиционных материалов, имеет массу на 15-20% меньше, чем аналогичный по размерам самолет, построенный из алюминия. За счет снижения массы обеспечивается более низкое потребление топлива и улучшение летно-технических характеристик самолета по сравнению с другими самолетами аналогичного класса.

  • Новые возможности при проектировании - Boeing 787 будет иметь более высокий показатель высоты перепада давления на крейсерской высоте (1800 м (у современных самолетов - 2400 м)). Поскольку композиционные материалы не подвержены коррозии, в салоне будет поддерживаться более высокий уровень влажности воздуха (15% (у современных самолетов - 5%)), что сделает пребывание пассажиров на борту более комфортабельным.
В конструкции узкофюзеляжных самолетов нового поколения композиционные материалы также могут использоваться более широко

Учитывая успех программы Boeing 787, мы полагаем, что по мере замены эксплуатируемых в настоящее время узкофюзеляжных самолетов (Boeing 737 и A320) на рынок выйдут самолеты, в конструкции которых будут более широко применяться композиционные материалы. Мы считаем, что решение компании Boeing о начале проектирования нового узкофюзеляжного самолета также основывается на наличии и разработке новых технологий в области двигателестроения. Вероятно, что композиционные материалы найдут широкое применение в новом узкофюзеляжном лайнере компании Boeing.

Вероятно, компания Boeing будет доминировать на рынке широкофюзеляжных самолетов

Принимая во внимание успех программы Boeing 787 и продолжающиеся в течение длительного периода проблемы у компании Airbus, мы считаем, что компания Boeing будет доминировать на рынке широкофюзеляжных самолетов вместимостью 200-250 пассажиров как минимум до 2012 г.

Существует высокая вероятность того, что она отберет часть доли рынка Airbus в ближайшие пять лет.

По нашим данным, компания Boeing начнет поставлять самолеты Boeing 787 в конце 2008 г. Предполагается, что она поставит 112 самолетов в 2008-2009 гг., после чего до 2010 г. выпуск Boeing 787 будет осуществляться на уровне десять самолетов в месяц. В соответствии с данными нашего прогноза (Таблица 1) компания Boeing поставит своим заказчикам 28 самолетов Boeing 787 в 2008 г., 84 - в 2009 г., 108 - в 2010 г. и 120 - в 2011 г.

С нашей точки зрения, прогноз поставок самолетов Boeing 787 на период 2008-2011 гг. абсолютно точен.

Таблица 1: Прогноз поставок самолетов производства компании Boeing в 2008-2011 гг.

Поставки2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Boeing 717125-----
Boeing 737-600/-700/-800/-900215302336373372336312
Boeing 74712141719202424
Boeing 7572------
Boeing 76711121212121212
Boeing 787---2884108120
Boeing 77740658488908484
Поставки, итого:292398449520578564552
Изм., % (по сравнению с предыдущим годом)2%36%13%16%11%-2%-2%

Источник: отчеты компании Merrill Lynch...
Авторские права на данный материал принадлежат «Boeing». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка