Источник: газета «Континент Сибирь»
Автор: Оксана Мочалова
Опубликовано: 26.02.2007, 20:19

"Роснефть" предпочла "ЮТэйр"


"Роснефть" определилась с выбором авиаподрядчика на Ванкорском месторождении. Хотя красноярские авиаперевозчики, образовав пул, надеялись на победу в тендере, а их интересы лоббировал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, "Роснефть" все же предпочла авиакомпанию "ЮТэйр". Эксперты считают, что такой результат был вполне предсказуем.

Авиакомпания "ЮТэйр" образована на базе Тюменской авиагруппы Уральского управления ГА (в дальнейшем ОАО "Авиакомпания "Тюменьавиатранс") в 1967 году. Входит в четверку ведущих авиаперевозчиков России. Парк воздушных судов - около 300 единиц (из них порядка 200 вертолеты). Основными видами услуг являются регулярные пассажирские перевозки (Ту-154, Ту-134, Як-40, Ан-26, Ан-24, Ан-2), вертолетные работы (Ми-26Т, Ми-6, Ми-10К, Ми-8МТВ, Ми-8), чартерные пассажирские перевозки и VIP-перевозки (Gulfstream IV-SP, Ту-134, два Як-40, три Ми-8). Партнерами авиакомпании являются такие компании, как "Сургутнефтегаз", "Сибнефть", РАО "Газпром", "Лукойл", "Обьнефтегазгеология", "Сибнефтепровод", "Тюменьтрансгаз".

Работая в Сибири, крупные сырьевые компании не торопятся размещать заказы на региональных предприятиях. К проблеме привлечения местной промышленности к работе по заказам ФПГ подключился даже полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Так, например, в начале февраля текущего года Квашнин упомянул о договоренности с "Газпромом" о предоставлении компанией номенклатуры продукции, которую можно производить на территории СФО. При этом полпред отметил, что рассчитывает достигнуть такой договоренности и с "Роснефтью". "Если вовремя не возьмемся за развитие базовых отраслей в Сибири, за нас это сделают иностранные компании", - сказал Анатолий Квашнин.

Немаловажным вопросом для региона сегодня является и занятость местного населения при осуществлении крупных инвестиционных проектов. "Один из ключевых вопросов в освоении Ванкора - задействовать местную рабочую силу", - заявил Анатолий Квашнин в начале февраля текущего года в ходе рабочей поездки в Туруханский район Красноярского края.

Получить крупный заказ от "Роснефти" за счет подряда на Ванкорском месторождении планировали и красноярские авиапредприятия. Напомним, что в августе 2006 года НК "Роснефть" планировала провести тендер среди авиаперевозчиков, которые будут осуществлять весь комплекс перевозок на Ванкорском месторождении до 2010 года (предполагалось, что объем только пассажирских перевозок составит порядка 5 тысяч человек в месяц).

Красноярские авиаперевозчики планировали принять участие в аукционе, образовав пул. К лоббированию интересов местных авиакомпаний подключились даже губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и его эвенкийский коллега Борис Золотарев. Однако "КС" стало известно, что тендер в итоге был заменен квалификационным отбором, победителем которого признана авиакомпания "ЮТэйр".

Как объяснил корреспонденту "КС" начальник управления информации ОАО "НК "Роснефть" Николай Манвелов, решение о выборе "ЮТэйр" было принято по решению рабочей группы, которая на конкурсной основе определила авиаперевозчика для проекта "Ванкора". По его словам, приглашения на участие в конкурсе были разосланы 13 компаниям, пять из которых ("Ютэйр", "Сибавиатранс", "Турухан", "Таймыр", НПК "ПАНХ") приняли в нем участие.

Основными требованиями к авиаперевозчику, по словам организаторов конкурса, стали наличие собственного вертолетного парка, лицензированного для выполнения различных работ, опыт эксплуатации новой вертолетной техники и возраст воздушных судов, а также наличие развитой материально-технической базы для обслуживания вертолетов.

"Авиакомпания "ЮТэйр" практически полностью соответствует всем требованиям конкурса, - сказал Николай Манвелов. - К тому же авиакомпания имеет международную сертификацию ISO 9001".

"Компания "Роснефть" ограничилась квалификационным отбором; мы победили и теперь выполняем единичные заказы на Ванкоре", - сдержанно прокомментировал победу в конкурсе по Ванкорскому месторождению представитель "ЮТэйр" господин Мишухин.

Эксперты считают, что авиакомпания "ЮТэйр" стала победителем в конкурсе, потому что у нее просто не оказалось реальных конкурентов в тендере. "Для Ванкора наиболее актуальны вертолетные перевозки, - сказал корреспонденту "КС" аналитик инвестиционной компании "ФИНАМ" Владимир Сергиевский. - А "ЮТэйр" является крупнейшим оператором вертолетных работ в России. Доля российского рынка авиакомпании близка к 15%, а в отдельных регионах концентрация бизнеса авиакомпании - более 40%".

Руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что "Роснефть" отдала предпочтение авиакомпании "ЮТэйр" благодаря наличию у последней крупнейшего в России парка вертолетной техники, который позволяет закрыть силами одного перевозчика потребности всего проекта "Ванкор" в авиационной технике. Кроме того, собеседник "КС" отметил, что у авиакомпании на сегодняшний день есть вертолеты Ми-26, которых нет у многих других игроков, и опыт работы на удаленных базах (в частности, в Европе и Африке).

Красноярские авиаперевозчики также рассчитывали получить выгодный заказ "Роснефти". Для увеличения шансов на победу в тендере администрация Красноярского края предлагала весной 2006 года создать пул красноярских авиаперевозчиков. В него должны были войти авиакомпании "КрасЭйр", "Сибавиатранс", "ТуруханАвиа" и "ЭвенкияАвиа". "В случае консолидации малой авиации шансы на победу в тендере наших региональных авиаперевозчиков значительно увеличатся, - говорил тогда генеральный директор авиакомпании "КрасЭйр" Борис Абрамович.

Однако эксперты уверены, что даже создание пула не изменило бы результатов конкурса. "Работа с одной компанией всегда предпочтительнее пула, выбывание из которого одного игрока может поставить под угрозу его способность выполнять работы в рамках контракта", - говорит Владимир Сергиевский.

"Пулы на сегодняшний день - явление не слишком распространенное, - поддерживает коллегу Олег Пантелеев. - Одним из примеров пула в авиации в настоящий момент является альянс "Волга-Днепр" и авиалиния Антонова, которые объединились для выполнения контракта НАТО", - говорит Олег Пантелеев.

Тем не менее генеральный директор авиакомпании "Сибавиатранс" Виктор Король уверен, что квалификационный отбор, проведенный "Роснефтью", является лишь промежуточным этапом и основной тендер на определение авиаподрядчика состоится в ближайшее время. "Тендер, предусматривающий реализацию всего комплекса пассажирских перевозок, еще не проводился, - сказал Виктор Король. - "Роснефть" пока не определилась с выбором всех подрядчиков на строительные работы. Когда этот тендер будет объявлен, авиакомпания "КрасЭйр" примет в нем участие".

А эксперты уверены, что никакого тендера среди авиаперевозчиков на Ванкоре "Роснефть" проводить больше не будет. "Роснефть" - коммерческая организация, поэтому она самостоятельно определяет процедуру отбора поставщиков и подрядчиков, обозначив его (отбор) тендером, квалификационным отбором или конкурсом, - сказал руководитель аналитического отдела группы компаний "Баланс" Евгений Нафтаев. - Федеральный закон "О муниципальном заказе…" распространяется только на государственные и муниципальные учреждения".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 26 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-26, Ан-2, Як-40, Ан-24Б, Авиакомпания Utair, Сибирская авиатранспортная компания, Научно-производственная компания "ПАНХ", Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Абрамович Борис, Русское Авиационное Общество, Пантелеев Олег, Ту-154М, Волга-Днепр, Ми-26Т, Ту-154, АН-24, Ту-134, Ми-8, Турухан, ПАНХ, ЮТэйр (UTair), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ЮТэйр-Карго, Ми-26 (в процессе тестирования)