Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Илья Кедров
Опубликовано: 28.02.2007, 15:06

Транспортная составляющая

Россия и Индия интенсифицируют процесс создания совместного грузового самолета


Успешная работа по реализации совместного проекта создания среднего военно-транспортного самолета (МТА), в которой на сегодняшний день задействованы НПК "Иркут", АК им. С.В. Ильюшина и HAL, может стать одним из козырей России в конкурентной борьбе за победу в тендере на 126 многоцелевых истребителей. Кроме того, создание МТА должно продемонстрировать Индии принципиальную возможность России осуществлять совместные программы, построенные на принципе разделения рисков. А важнейшей программой в этом ряду является совместная работа над истребителем пятого поколения. Другими словами, МТА становится ключевым проектом, от которого во многом зависит характер будущего военно-технического сотрудничества между нашими странами. В ходе авиационно-космической выставки Aero India 2007, прошедшей в Бангалоре, стало известно, что вскоре будет дан формальный старт работе над МТА.

Проект совместного создания транспортного самолета существует уже достаточно продолжительное время. Однако до сих пор работы в этом направлении велись в "вялотекущем" режиме. И только в январе 2007 г. в ходе заседания межправительственной комиссии по ВТС, которую с российской стороны возглавлял Сергей Иванов, была достигнута договоренность об интенсификации процесса разработки МТА. Стороны подписали протокол о намерении, призванный подготовить почву для заключения межправительственного соглашения о совместной разработке и производстве самолета.

В Бангалоре заместитель директора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн заявил, что межправительственное соглашение о совместном создании МТА - первого, как он заявил, российско-индийского проекта, работа по которому началась с "нуля", будет подписано в самое ближайшее время. А генеральный директор Авиакомплекса им. С.В. Ильюшина Виктор Ливанов уточнил, что это событие может состояться до конца первого квартала 2007 г.

По схеме взаимной кооперации

По словам Виктора Ливанова, АК им. С.В. Ильюшина и HAL работают над созданием этого самолета по техническому заданию, утвержденному ВВС России и Индии, уже несколько лет. Аванпроект МТА, разработанный на собственные средства АК им. Ильюшина и НПК "Иркут", закончен в прошлом году и сейчас проходит экспертизу в военных и гражданских научно-исследовательских организациях России. Со второго квартала этого года планируется начать разработку эскизного проекта, сообщил генеральный директор Авиакомплекса им. С.В. Ильюшина. Предполагается, что после подписания соответствующих документов финансовую нагрузку по созданию МТА Россия и Индия разделят поровну. Виктор Ливанов заявил, что в соответствии с бизнес-планом стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту МТА определена в размере 600 млн. долларов.

По оценке Виктора Ливанова, объем общемирового рынка МТА составляет приблизительно 400 машин. Около 200 из них предполагается поставить ВВС России и Индии. На первоначальном этапе Россия закупит не менее 100 самолетов МТА, а Индия - не менее 45. 200 самолетов, по словам гендиректора АК им. Ильюшина, намечено продать в третьи страны. При этом покупателям будут доступны как базовая военно-транспортная версия МТА, так и чисто гражданская машина. Как считает Виктор Ливанов, потенциальными покупателями МТА являются все те государства, которые сегодня эксплуатируют С-130 и Ан-12. Первые поставки МТА пока намечаются на 2013 г.

Производство самолета планируется развернуть по схеме взаимной кооперации и в Индии, и в России. По имеющейся на сегодняшний день информации, MTA будет иметь полную взлетную массу 55-60 тонн и грузоподъемность 18,5-20 тонн. На машине планируется установить два ТРДД - в аванпроекте предусмотрены моторы как российского, так и зарубежного производства - окончательный выбор остается за заказчиком.

Украинское предложение

Одним из вариантов силовой установки МТА может стать двигатель Д-436, созданный ГП "Ивчено-Прогресс" и производящийся на ОАО "Мотор Сич". Как заявил президент "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, его компания совместно с АНТК им. Антонова ведет переговоры с российской и индийской сторонами об участии в проекте создания МТА. Это объясняется тем, что, по информации Вячеслава Богуслаева, российская сторона "обратилась в АНТК им. Антонова с просьбой принять на себя некоторые конструкторские решения в проекте МТА". "Такое взаимодействие действительно поможет быстро решить вопрос обеспечения индийской армии транспортными самолетами грузоподъемностью 18-20 тонн", - отметил президент "Мотор Сич". По мнению Вячеслава Богуслаева, наиболее оптимальным вариантом создания МТА могло бы стать использование элементов конструкции регионального авиалайнера Ан-148, производящегося на Украине и в России. В частности, целиком можно использовать крыло этой машины, поскольку оно сделано с большим запасом, считает Вячеслав Богуслаев. В целом, добавив в проект Ан-148 новые грузовые полы, рампу или боковые грузовые двери (по выбору заказчика), можно было бы в течение 2-2,5 лет реализовать проект МТА. "Мы не идем вразрез с достигнутой российско-индийской договоренностью, мы хотим участвовать в этом проекте", - не скрывает президент "Мотор Сич".

Надо отметить, что в Индии эксплуатируется значительное количество вертолетов и самолетов, оснащенных двигателями производства "Мотор Сич". Это моторы серии ТВ3-117 и АИ-20. По словам Вячеслава Богуслаева, в Индии организованы сервисный центр и предприятие по ремонту двигателей АИ-20Д. В настоящее время готовится подписание контракта на оснащение индийских военно-транспортных самолетов Ан-32 модернизированными двигателями АИ-20Д с увеличенным ресурсом и улучшенными эксплуатационными характеристиками.

Говоря о сегодняшнем дне возглавляемого им предприятия, Вячеслав Богуслаев заявил, что в соответствии с общими для авиапрома России и Украины интеграционными тенденциями готовится объединение "Мотор Сич" и ГП "Ивчено-Прогресс". "Объединившись, мы будем представлять единый Запорожский моторостроительный комплекс - это серьезно усилит наши позиции на поле, где играют моторостроительные компании", - уверен президент "Мотор Сич".

Один из наиболее перспективных проектов предприятия сегодня - подготовка производства двигателя Д-18Т серии 4, предназначенного для самолета Ан-124-100М-150 "Руслан", производство которого возобновляется на ульяновском заводе "Авиастар-СП". Обновленный двигатель для "Русланов", которые будут эксплуатироваться компанией "Волга-Днепр", должен иметь тягу 25,5-26 тонн и соответствовать требованиям 4-й главы приложения 16 стандартов ИКАО по эмиссии и шумности. Вячеслав Богуслаев также рассказал, что двигатель Д-18Т серии 4 появится "в металле" через полтора года - в 2008 г. он уже будет поставлен на испытания.

Президент "Мотор Сич" выделил еще два перспективных направления в работе предприятия. Это программа создания модификации мотора Д-436 с тягой 12 тонн (Д-436-12), предназначенного для перспективного лайнера МС-21, и разработка двигателя тягой 14 тонн. Он создается на базе турбовинтовентиляторного двигателя Д-27 и получит индекс Д-727. По оценке Вячеслава Богуслаева, это будет "суперэкономичный двигатель".

Взлет "Морского змея"

Еще один эксплуатирующийся в Индии самолет, на котором установлены моторы запорожского завода, - Ил-38. Как заявил в ходе выставки Aero India 2007 Виктор Ливанов, в первом полугодии 2007 г. завершится программа по модернизации пяти противолодочных самолетов этого типа. Первые две машины Ил-38SD уже переданы индийской стороне и проходят испытания. Одна из них с бортовым номером "303" приняла участие в воздушном параде в первый день работы выставки Aero India 2007. Новинкой Ил-38SD является прицельно-поисковая система "Морской змей", после установки которой календарный срок эксплуатации противолодочных машин продляется до 40 лет. Надо отметить, что на выставке в Бангалоре на стенде совместного российско-индийского предприятия "БраМос" был представлен макет Ил-38SD с подвеской двух ракет этого типа. Виктор Ливанов сообщил, что переговоры о таком варианте вооружения противолодочного самолета были проведены в ходе выставки и до конца первого квартала 2007 г. специалисты АК им. С.В. Ильюшина оценят возможность вооружения Ил-38SD "БраМосами". "Индия очень хочет, чтобы эти ракеты встали на самолет", - подчеркнул Виктор Ливанов.

Помимо Ил-38SD, ВМС Индии располагают еще и восьмью большими противолодочными самолетами Ту-142МЭ. Сегодня российская сторона также предлагает оснастить их комплексами "Морской змей", однако пока никаких решений по этому вопросу не принято.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 28 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-124-100 Руслан, Ан-12БК, Ил-38, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Авиастар - самолетное производство, МОТОР СИЧ, Иванов Сергей, Ан-148, АН-12, Восток Техникал Сервис, Волга-Днепр, Ан-32, Богуслаев Вячеслав, Ливанов Виктор, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), МС-21 (в процессе тестирования)