Источник: газета «Аргументы и факты»
Автор: Елена Мулланурова
Опубликовано: 28.02.2007, 20:22

Авиаторы "болеют" небом


15 граммов шоколада в сутки и одно дополнительное вареное яйцо - вот и все привилегии военного летчика. Но в Энгельсской дивизии дальней авиации служат не за какие-то награды и поощрения. По словам командира дивизии генерала Александра Блаженко, по-настоящему "больные небом" люди готовы летать даже бесплатно.

Энгельсские летчики парили над Атлантикой

- Александр Владимирович, чем уникальна тяжелая бомбардировочная дивизия?

- Тем, что она базируется в трех военных округах. В Приволжско-Уральском округе - это гарнизон Энгельс. Здесь расположены два стратегических авиационных полка, один из которых эксплуатирует сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. На сегодняшний день это самый мощный ударный комплекс не только в нашей стране, но и во всем мире. Второй авиационный полк оснащен ракетоносцем Ту-95 МС. Каждому гарнизону сопутствуют части обеспечения: две части тыла и две части связи. Здесь служат порядка 1500 военных и порядка полутора тысяч гражданского персонала. В Московском военном округе в Калужской области расположен гарнизон Шайковка. Там базируется полк, оснащенный Ту-22М3. А в Новгородской области на территории Ленинградского военного округа находится гарнизон Сальцы.

- В прошлом году впервые за десять лет прошло масштабное летно-тактическое дивизионное учение. Что оно собой представляло?

- Это высшая форма летной подготовки. В этих учениях были задействованы свыше 90 самолетов. Четыре полка произвели бомбометания на полигонах, а также осуществили запуск трех крылатых ракет. Одновременно в воздухе находились до 50 самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78. Район учений - Северный полюс, Японское, Норвежское, Каспийское моря и Атлантика, где произошел контакт с партнерами по блоку НАТО, истребителями Норвегии и США. Также мы практиковались и в дозаправке самолетов в воздухе. Это верх летного мастерства, когда две двухсоттонные машины стыкуются на скорости 600-700 км/час через гибкую систему "шланг-конус".

- В истории современной России еще ни разу, кроме как в 2006 году, вы не получали новые самолеты. Как сейчас себя чувствует сошедший с завода Ту-160, названный в честь главного конструктора "Валентин Близнюк"?

- Его исследуют наши инженеры. Подробно говорить о "начинке" не буду, но подчеркну, что американские коллеги о таком пока только мечтают. Ждем не дождемся, когда сможем начать его осваивать и испытать в полете.

- Не боитесь, что со сменой министра обороны все те позитивные шаги и усилия, которых удалось добиться для авиаторов в последнее время, сойдут на нет?

- Будем надеяться, что курс, выбранный ранее Сергеем Ивановым, будет продолжен. Анатолий Сердюков в своем выступлении подчеркнул, что приоритеты останутся прежними - оснащение современными видами вооружения, средствами поражения, повышение социального статуса военнослужащего, увеличение его денежного довольствия.

- Вас не смущает, что новый министр - человек с гражданки?

- Это вопрос болезненный для всех военных. Главврачом больницы инженера-строителя же не назначают. Но время покажет, насколько ему близки наши проблемы и заботы. И тем более, что он работает не один, а в команде. Президент страны не может не осознавать свою ответственность за подобные решения, поэтому, думаю, что все это взвешенно и обоснованно.

"Прожорливые" самолеты - гордость страны

- Как обстоят дела с подготовкой молодых летных экипажей?

- Мы находимся на грани. Если три года назад хватались за голову и говорили, что скоро некому будет летать, то сейчас это время уже подошло. За штурвалами летчики в возрасте 45-48 лет. Но 2005-2006 годы все-таки стали успешными. В прошлом году были брошены все усилия на подготовку таких экипажей. В итоге их набралось семь по Энгельсу: четыре - на Ту-160, три - на Ту-95 и пять по двум другим гарнизонам на Ту-22М3. Они принимали участие в летно-тактических и командно-штабных учениях. Даже в советское время не удавалось за столь короткий период подготовить не просто дееспособный, а боевой экипаж. Впервые за штурвал стратегических самолетов сели ребята 26-27 лет. Для Ту-160 - это вообще уникальный случай, когда капитан стал командиром ракетоносца. Мы в свое время становились командирами кораблей в 24-25 лет.

- Но для того чтобы поддерживать этот уровень, нужно регулярно летать. Извечная топливная проблема не загубит все усилия на корню?

- Средний налет у летчика должен быть не 25 часов, а как минимум 60 часов. Сейчас на Ту-95 - значительно экономичном самолете - экипажи летают по 42-45 часов. На более затратных - в два раза меньше. Стоимость одного литра топлива - это примерно цена литра 92-го бензина. Поэтому полеты стали дорогим удовольствием. Хотя если систематичность полетов нарушена, навыков и уверенности нет, то о какой безопасности полетов может идти речь?

- Сколько "съедает" один самолет?

- Дальняя авиация в этом смысле "прожорлива". В среднем Ту-22 нужно 10 тонн топлива в час, Ту-160 - 15 тонн и Ту-95 - 8 тонн.

- Стоимость жилищного сертификата для военного не покрывает и 70% от реальной суммы, требуемой на покупку квартиры. Этот вопрос как-то решается?

- Скитаться по гарнизонам, сменить не один город и за службу Отечеству жить на съемных квартирах - это неправильно. Но кому еще в нашей стране предоставляется бесплатное жилье после окончания службы? И пусть 70% от нужной суммы, но они у военных есть. А врачи, учителя - они что, не заслужили? Они сделали для этой страны меньше? Государство расставляет сейчас приоритеты. Жизнь военнослужащего на общем фоне бюджетников не так уж и плоха. Денежное довольствие летного состава - порядка 20 тысяч рублей. Инженерные службы, к сожалению, получают меньше. Но у них также существует ряд льгот.

- Престиж военной службы после распада Советского Союза долгое время хромал. На военных махнуло рукой государство, а вслед за ним и общество. Сейчас ситуация изменилась?

- Да. На мировой арене вновь принялись "играть мускулами" - демонстрация своих достижений в сфере вооружения очень важна. Нам опять понадобилась сильная армия. Люди это почувствовали. Патриотизм постепенно проникает в сознание, пусть пока несколько "топорно". Уже сейчас, сидя перед телевизором, мы то и дело восклицаем: "С мнением России надо считаться!" Единственное летное училище, готовящее летчиков для дальней авиации, не испытывает нехватки в желающих там учиться. Хотя госзаказ и маловат - порядка 650 человек, но, тем не менее, это говорит и о престиже.

 

Дайджест прессы за 28 февраля 2007 года | Дайджест публикаций за 28 февраля 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-160, Ту-95МС, Ил-78, Сердюков Анатолий, Капитан (в процессе тестирования)