О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Улетят ли казанские крылья на Ближний Восток?

Речь о серьезных, а, пожалуй, и небывалых по размаху для последнего времени авиационных контрактах шла 27 февраля на коллегии Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ

Речь о серьезных, а, пожалуй, и небывалых по размаху для последнего времени авиационных контрактах шла 27 февраля на коллегии Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ.

Весьма оптимистическую информацию озвучил заместитель генерального директора ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова" (КАПО) по маркетингу, внешнеэкономической деятельности и сбыту Ильдар Мингалеев. На переговорах с иранскими и сирийскими компаниями были достигнуты договоренности о возможных поставках в эти страны 25 среднемагистральных самолетов Ту-214 и 61 "ближнемагистральника" Ту-334. В 2009 году в Иран планируется поставить пять Ту-214 (предполагается, что финансировать поставки будет иранское правительство). Также с иранской стороной подписан протокол о создании в Тегеране базы техобслуживания самолетов казанского производства. Всего программа поставок рассчитана на 10 лет. Добавим, что сегодня на предприятии находится в работе 11 Ту-214, а с потенциальными покупателями ведутся переговоры еще на 20 машин. Портфель заказов на Ту-334 - 173 машины, а на 35 самолетов уже подписаны договоры.

Впрочем, участвовавший в работе коллегии Премьер-министр РТ Рустам Минниханов усомнился в способности КАПО реализовать эти далеко идущие планы: "Необходимо наладить серийный выпуск. А пока производство Ту-214 составляет две машины в год. Сегодня на создание одного самолета уходит не менее 20 месяцев, "потолок" завода - 4 машины, а чтобы выйти на безубыточный уровень, необходимо делать ежегодно как минимум 5 самолетов". Впрочем, Премьер нисколько не усомнился в конкурентоспособности казанской авиапродукции: "Ту-214 по некоторым параметрам превосходит западные аналоги. Только в России потребность в самолетах такого класса составляет несколько сотен. Следующий шаг - Ту-334, который необходимо "ставить на крыло". Для достижения этих целей, по словам Премьер-министра, на КАПО необходимо произвести оптимизацию производства и реформировать маркетинг.

Напомним, что тема Ту-334 поднималась в ходе недавнего (13 февраля) визита в Казань руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина. Тогда Премьер-министр РТ Рустам Минниханов подтвердил намерение Татарстана начать серийное производство Ту-334 на КАПО, привлечь инвесторов и повторил известную точку зрения руководства Татарстана: в этом вопросе нужна ясная позиция федерального Правительства. Которой как раз-таки и нет. Как заметил в ответ Борис Алешин, "прежде всего продукт должен быть востребован на рынке", и предложил правительству Татарстана и КБ "Туполев" разработать совместный бизнес-план и определить источники финансирования проекта. Принявший Бориса Алешина Президент РТ Минтимер Шаймиев уточнил: "Полупродукт" уже есть, будем работать над тем, чтобы он стал полноценным продуктом для продажи. Необходимо изучать спрос на эти крылатые машины, чтобы быть уверенными, что речь идет не о десятке самолетов, а о нескольких сотнях авиалайнеров, поскольку серийное производство - дело весьма затратное". А также подчеркнул, что уверенности по Ту-334 сегодня стало гораздо больше.

И все же заявления заместителя генерального директора КАПО Ильдара Мингалеева не могут не радовать. Ведь долгожданный и во многом многострадальный проект Ту-334 (самолет начал создаваться в 1989 году) олицетворяет для нашего авиационного завода серьезный рывок вперед. Более того, это самолет, необходимый всему отечественному авиапрому.

Напомним, Ту-334 как потенциальный казанский продукт был презентован на КАПО 22 ноября прошлого года. Этот "борт" был собран на Киевском авиазаводе совместно с КАПО, есть еще один летный экземпляр, еще два используются для наземных испытаний.

Предусмотрен широкий модельный ряд Ту-334.

Самолет сертифицирован в декабре 2003 года и отвечает всем возможным требованиям по шуму, обслуживанию, безопасности и так далее.

Лайнер находится в той же линейке туполевских машин, что и строящиеся серийно Ту-204 и Ту-214, и на 60% схож с ними кабиной, авионикой, интерьером, салоном и так далее. Авиакомпаниям такая унификация выгодна в обслуживании, да и пилотов не надо переучивать.

По мнению президента и генерального конструктора ОАО "Туполев" Игоря Шевчука, "чтобы начать серийное производство, надо приблизительно 100 миллионов долларов". 30 из них - собственно на самолет, 70 - на модернизацию КАПО, которая, по словам генерального директора КАПО Наиля Хайруллина, - острейшая необходимость: "В последние десять лет на обновление основных фондов завода не выделялось ничего. Но сейчас есть программа, согласно которой мы потихоньку закупаем новейшее оборудование. Нам ведь еще и Ту-214 надо делать, на который есть заказы на два года. И, конечно, будем увеличивать персонал, в ближайшее время - хотя бы тысячу человек..."

Как заявлялось, у Ту-334 - отличные перспективы на продаваемость. ОАО "Туполев" и КАПО подписали договоры на производство, поставку и послепроизводственный сервис 55 Ту-334 с шестью российскими авиакомпаниями, а еще с 34 авиаперевозчиками имеются договоры о намерениях на 290 самолетов.

Но в итоге, несмотря на почти сплошные "плюсы", похоже, никто не может дать внятного ответа на вопрос, почему проект Ту-334 так затянулся?

При этом весьма занятно ноябрьское заявление главного конструктора Ту-334 Игоря Калыгина: он в деле начала серийного производства больше всего надеялся на волю бывшего министра обороны России Сергея Иванова, которому поручено контролировать программу гражданского авиастроения, а по сути - принять меры, чтобы российский самолетный парк не исчез....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время и деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка