Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Пьер Босэв, Вероник Гийемар
Опубликовано: 02.03.2007, 12:06

Дело Airbus переходит в политическую плоскость

Политики устроили нападки на план реорганизации авиастроительной компании


"Политики в стороне не останутся". Точное предсказание знатока полностью подтвердилось в этот безумный для Airbus день. После долгого напряженного ожидания генеральный директор Луи Галлуа обнародовал детали плана промышленной реорганизации, озаглавленного Power8. И даже не успев вникнуть в него, политики начали его комментировать.

Уже с самого утра, в 8.30 Жерар Ларше оправдал план Power8: "Этот план необходим для того, чтобы в среднесрочной перспективе у этого европейского авиаконструктора были все шансы стать конкурентоспособным на мировой арене", - заявил министр труда в микрофон радио Europe 1. Он выразил свое полное "доверие Луи Галлуа, который представляет собой человека, готового слушать и вести диалог", напомнив, однако, что государство вмешиваться в проблему не должно.

Часом позже Сеголен Руаяль высказала противоположную точку зрения, выступив за энергичное вмешательство государства. "Если меня изберут, я вплотную займусь системой управления предприятия. Я приостановила действие плана и работала бы над тем, чтобы согласовать свои действия с Ангелой Меркель".

Кандидат на президентских выборах от Социалистической партии призывает к привлечению инвестиций. Арно Монтебург, будучи официальным представителем партии, тут же принял эстафету: "Наша политика состоит в том, чтобы привлечь общественный интерес к наращиванию капитала (в EADS), чтобы путем регулирования промышленной политики добиться политической стабилизации ситуации с рабочими." "По сравнению с компанией Boeing, которая пользуется надежной поддержкой американских властей и располагает колоссальными кредитами, Airbus не получает должной поддержки со стороны европейской и французской государственных властей", - сказал депутат национального собрания Джек Ланг.

Никола Саркози, в свою очередь, счел, что проблема концерна EADS - это "проблема его акционеров, а не франко-немецкая проблема". "Я не считаю, что государства являются наиболее благоразумными промышленными акционерами... Ситуация показывает, что здесь существует проблема отсутствия лидерства одного из промышленных операторов", - добавил кандидат на президентских выборах от партии "Союз за народное единство".

Довольная Ангела Меркель

В Германии политики осторожно выразили удовлетворение, а рабочие - настоящее ожесточение. Ангела Меркель сочла, что план "соблюдает принцип равновесия", имея в виду равновесие франко-немецкое. Канцлер Германии "сожалеет", что "план Power8 влечет за собой затруднения для рабочих". "Мы защитили национальные интересы", потому что "все участники с немецкой стороны были единодушны и решительны", - сказал ее пресс-секретарь Томас Штег. Оппозиция, однако, другого мнения. Теа Дюкерт, депутат зеленых, напоминает о "несчастьях рабочих", которые расплачиваются за "ошибки менеджмента".

На заводах в Норденхаме, Фареле и Лаупхайме произошли спонтанные забастовки. "Им все это надоело", - не сдержался официальный представитель немецкого профсоюза IG Metall. Для Ютты Бланкау, одного из региональных представителей, "борьба за будущее Airbus только началась". Рабочие трех заводов возобновят работу только в пятницу. Организуются собрания, на которых рабочие выразят свое неприятие объявленных мер. Рабочие Гамбурга могут, в свою очередь, присоединиться к движению.

В то время как реакция поступала со всех сторон, Луи Галлуа детализировал план Power8. Спокойно и решительно президент Airbus обосновывал и объяснял план реструктуризации, рассчитанный на четыре года. Напоминая о сильных и слабых сторонах Airbus, он отметил, насколько неблагоприятным фактором являются слабые позиции доллара: "С запуска первого A 380 конкурентоспособность Airbus снизилась на 20% из-за падения курса доллара".

В технологическом плане он дал сигнал к началу переориентации заводов из "металлопроизводящих в производящие композитные материалы". Он выступил за то, чтобы положить конец национальному эгоизму, который является синонимом параллельных иерархий и неэффективности. "Нужно, чтобы Airbus стал цельным сообществом, нужно покончить с национальными конфликтами, с которыми я недавно столкнулся, - заявил он. - Это не революционно, это всего лишь то, что мы должны были бы сделать еще в 1999 году, создавая EADS".

В социальном отношении Луи Галлуа поспешил успокоить - увольнений без компенсаций не будет.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 2 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Самолетостроение, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)