О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Шереметьево" сядет в десяти аэропортах

Правительство в марте может рассмотреть проект создания аэропортовой управляющей компании на базе государственного ОАО "Международный аэропорт Шереметьево". Речь идет о внесении в уставный капитал МАШ госпакетов десятка крупнейших аэропортов России с последующим выделением из него бизнеса по обслуживанию пассажиров и перевозчиков

Правительство в марте может рассмотреть проект создания аэропортовой управляющей компании на базе государственного ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ). По сведениям Ъ, речь идет о внесении в уставный капитал МАШ госпакетов десятка крупнейших аэропортов России с последующим выделением из него бизнеса по обслуживанию пассажиров и перевозчиков. Этот процесс может занять два года. Противники идеи считают, что МАШ и Минтранс не успеют доказать необходимость подобного проекта правительству до президентских выборов 2008 года.

Министр транспорта Игорь Левитин сообщил на днях, что правительство в марте может рассмотреть проект создания национальной аэропортовой управляющей компании на базе ОАО МАШ (глава Минтранса возглавляет совет директоров АО). Впервые об инициативе создания госхолдинга по управлению аэропортами и наделении МАШ полномочиями центра консолидации стало известно летом 2006 года.

МАШ - второй в России по пассажиропотоку аэропорт после "Домодедово", управляемого группой "Ист Лайн" (12,8 млн. и 15,4 млн. пассажиров в 2006 году). Господин Левитин уточнил, что проект уже направлен в Минэкономразвития на согласование (там его еще не получили). 29 марта правительство должно рассмотреть проект концепции управления федеральным имуществом аэропортов. "Минтранс разрабатывает этот документ, одним из его вариантов является создание холдинга на базе МАШ",- сообщили Ъ в пресс-службе министерства.

Как следует из материалов МАШ (копия имеется в распоряжении Ъ), технологически, если проект консолидации аэропортов на базе МАШ будет одобрен госсобственником, его реализация может занять от 15 до 24 месяцев.

Что касается юридической схемы объединения, то, по сведениям Ъ, менеджмент МАШ предлагает провести допэмиссию акций ОАО и оплатить ее госпакетами в крупнейших аэропортах России. Планами МАШ предусмотрены переговоры с миноритарными акционерами аэропортов с частно-государственным участием о выкупе или обмене их долей. Крупнейшими частными совладельцами аэропортов в России являются структуры "Реновы" Виктора Вексельберга ("Кольцово", Екатеринбург), транспортно-промышленная группа МРП ("Толмачево", Новосибирск), ряд юрлиц, дружественных менеджменту "КрасЭйр" ("Емельяново", Красноярск). Точный перечень планируемых к консолидации аэропортов и, следовательно, потенциальную стоимость будущей компании МАШ и Минтранс не раскрывают.

Двадцатка крупнейших аэропортов России заканчивается ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" (обслуживает около 500 тыс. пассажиров). Наиболее крупные госдоли есть в ОАО "Аэропорт Кольцово" (46,08% акций, Екатеринбург), ОАО "Аэропорт Толмачево" (68%, Новосибирск), ОАО "Международный аэропорт Курумоч" (50,999%, Самара), ОАО "Международный аэропорт Уфа" (100%), ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"" (51%, аэропорт Емельяново), ОАО "Владивосток-авиа" (52,16%, аэропорт Кневичи), ОАО "Аэропорт Ростов-на-Дону" (50,667%), ОАО "Аэропорт Рощино" (100%, Тюмень), ФГУП "Калининградавиа" (Храброво), ФГУАП "Кавминводыавиа" (аэропорт Минвод).

После завершения консолидации планируется выделение в отдельную вновь учрежденную компанию хэндлинга (обслуживание пассажиров, багажа, грузов и самолетов на перроне) - бизнеса с более низкой маржой, чем управление аэродромно-аэропортовой инфраструктурой, в частности, аэровокзалами. Гендиректор МАШ Михаил Василенко подтвердил Ъ, что речь идет о создании аэропортового и хэндлингового операторов, альтернативных уже созданным частными холдингами. В частности, Русско-азиатская инвесткомпания Олега Дерипаски создала недавно компанию "Аэропорты Юга" (объединяет аэропорты Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика). В материалах МАШ приводится ссылка на мировой опыт и говорится, что консолидация аэропортов позволит повысить их стоимость. В частности, аэропорты Лондона, Эдинбурга, Глазго и Абердина были объединены в 60-70-х годах в госхолдинг British Airports Authority (BAA). В 1987 году при размещении на бирже капитализация BAA составила £1,2 млрд.

Большинство частных владельцев аэропортов России официально комментировать инициативу МАШ отказались. Исключение - аэропорт "Кольцово", гендиректор которого Михаил Максимов сообщил Ъ, что "консолидация управления в аэропортах с сильно изношенными за последние 15 лет основными фондами пойдет им на пользу". "Если консолидация будет происходить на нормальных рыночных условиях, мы вполне можем это обсуждать",- уточнил он. "Создав мощную аэропортовую компанию с высокой эффективностью и хорошими финансовыми показателями, государство сможет на ее продаже выручить больше, чем распродавая аэропорты по одному",- считает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, поясняя, что не все аэропорты так ликвидны, как в Сочи или Петербурге. Чиновники-противники проекта это мнение не разделяют. "Преимущества проекта МАШ неочевидны, не думаю, что команда менеджеров МАШ - лучшая в отрасли,- сообщил Ъ представитель одного из министерств.- Чтобы доказать необходимость объединения, нужна будет мощная финансово-экономическая аргументация. Думаю, что до окончания нынешнего политического сезона (до президентских выборов 2008 года.- Ъ они просто не успеют"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка