О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нет человека - нет проблемы

Увольнение 10 тыс. рабочих и служащих и сокращение операционных расходов на $2,77 млрд. - таковы основные пункты четырехлетней программы вывода из кризиса концерна EADS и его головного структурного подразделения, компании Airbus

Увольнение 10 тысяч (одной пятой) рабочих и служащих и сокращение операционных расходов на $2,77 млрд. - таковы основные пункты обнародованной в среду вечером четырехлетней программы вывода из кризиса главного европейского оборонного и авиастроительного концерна EADS и его головного структурного подразделения, компании Airbus. Выполнение программы призвано гарантировать концерну прибыль в размере 5 млрд. евро, что на 0,2 млрд. евро будет превышать ущерб, понесенный в прошлом году в результате троекратного переноса сроков поставки суперлайнера А380.

Самым скандальным пунктом антикризисной программы EADS, названной Power8, стало решение об увольнении в течение четырех лет до 10 тысяч рабочих и служащих концерна. Отставку получат 3200 человек во Франции, 3700 - в Германии, 400 - в Испании, 1600 - в Великобритании и 1100 человек - в центральном аппарате Airbus в Тулузе. При этом половина увольняемых, по утверждению топ-менеджеров, являются временными сотрудниками или субподрядчиками Airbus, и их сокращение начнется в ближайшее время. Уже по результатам первого квартала нынешнего года эта мера должна дать Airbus экономию в размере 680 млн. евро.

Другим важным пунктом станет концентрация финальной сборки лайнеров всех семейств Airbus на двух предприятиях компании: в Тулузе и Гамбурге. Будет сокращено с восьми до четырех и количество центров по разработке и производству отдельных элементов самолетов: фюзеляж и кабина будут делаться в Германии, крылья - в Великобритании, хвосты - в Испании, элементы каркаса - во Франции. Заводы в Филтоне, Молте и Норденхаме будут перепрофилированы под производство деталей из композитных материалов. В настоящее время для этой работы EADS ведет активный поиск инвесторов. Заводы в Лаупхайме, Сант-Назаре и Фарели будут продолжать работать по программам Airbus, однако руководство концерна намерено со временем их продать.

Наконец, последней ощутимой мерой станет передача почти 50% работ по новому самолету A350XWB на аутсорсинг. Этот пункт особенно важен для российских авиастроителей. "Россия наряду с Кореей, Тайванем и Китаем может стать одной из главных зон для локализации производства элементов для A350XWB, - считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко. По мнению аналитика, из бюджета в 11,6 млрд. евро, выделенного EADS на программу A350XWB, Россия смело может претендовать на 10%.

Пока российские поставки Airbus ограничиваются в основном материалами. ВСМПО "Ависма" обеспечивает более половины потребности Airbus в титане. В 2004 году с группой компаний СУАЛ было подписано соглашение о возможных будущих поставках алюминиевых материалов. По прогнозам представителей Airbus, поставки могут начаться в 2009 году, после прохождения СУАЛом необходимой сертификации. В декабре 2004 года Airbus разместил пакеты заказов на изготовление узлов для самолетов семейства А320 в корпорации "Иркут". В конце 2005 года в "Иркуте" и на Воронежском авиастроительном объединении были размещены дополнительные заказы на компоненты для самолетов семейств А320, А330/А340 и А380. В октябре 2006 года было подписано трехстороннее соглашение с участием Airbus дрезденской EFW (Elbe Flugzeugwerke GmbH) и "Иркута" о создании совместного предприятия по модификации пассажирских самолетов семейства А320 в грузовые.

Вообще, участие России в EADS могло бы стать гораздо масштабнее, если бы не позиция топ-менеждмента концерна. Пока российское присутствие в нем ограничивается долей в 5,02%, которую ВТБ купил в августе прошлого года на волне падения цен на акции EADS. Как известно, Россия готова купить блокпакет акций, но с обязательным условием вхождения в совет директоров концерна и с участием в принятии всех решений. Европейскую сторону такой подход не устраивает, для нее самым приемлемым вариантом был бы инвестор без претензий на право голоса. Совсем недавно, в середине февраля, претендент на подобную роль был найден: катарский инвестфонд Qatar Investment Authority, управляющий капиталом в размере $40 млрд., выказал интерес к приобретению 10% акций EADS. Естественно, европейцам подобный инвестор должен понравиться: денег у главного мирового производителя газа предостаточно, а авиационных управленческих амбиций нет вовсе. В случае же с Россией большую роль играет и личная позиция президента Airbus Луи Галуа. "Говоря дипломатично, позиция Галуа к России - неоднозначная, - говорит Константин Макиенко. - Наша страна у него стоит на последнем месте".

В целом антикризисная программа EADS выглядит вполне реальной, хотя и запоздалой. "Произошло то, что должно было произойти даже без ошибок, допущенных со сроками поставок А380 и разработки А350, - говорит Константин Макиенко. - Рано или поздно европейцы все равно бы к этому пришли, потому что при равной трудоемкости с Boeing себестоимость у них выходила в 1,3 раза выше, то есть ровно на разницу курса доллара к евро". Выход из подобной ситуации, по мнению аналитика, состоял именно в сокращении рабочих мест или в делокализации производства, что и было прописано в программе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка