О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россию близко не подпускают к "Аэробусу"

Вокруг европейской аэрокосмической компании EADS кипят страсти. Ее самолетостроительное подразделение - концерн Airbus - несет огромные убытки из-за того, что не может в срок реализовать программу по созданию суперлайнера А380

Вокруг европейской аэрокосмической компании EADS кипят страсти. Ее самолетостроительное подразделение - концерн Airbus - несет огромные убытки из-за того, что не может в срок реализовать программу по созданию суперлайнера А380. Плохой менеджмент, вмешательство политиков... Разочарованные заказчики требуют компенсации и переориентируются на основного конкурента - американский Boeing. Глава Airbus Луи Галуа разработал "антикризисную программу" для своего предприятия - "Power8", предусматривающую, в том числе, сокращение расходов компании на €2,1 млрд. в год и масштабные увольнения - порядка 10 тыс. человек. Это, конечно, не сильно поможет проекту А380, но хотя бы компенсирует убытки концерна.

Однако совет директоров EADS отложил обсуждение программы. Не то чтобы она не понравилась. Попросту не было политического "благословения" на такие меры. Ведь не секрет, что все, касающееся концерна, - это не просто экономика, это политика. А точнее, это взаимоотношения двух крупнейших европейских держав - Франции и Германии, - которые и являются главными акционерами EADS. Поначалу не было консенсуса на высоком политическом уровне: каждая сторона боялась, что сокращение рабочих мест затронет ее в большей степени, чем другую. Министр экономики ФРГ Михаэль Глос даже пригрозил лишить EADS оборонных заказов, если концерн сократит рабочие места в Германии (хотя эта угроза прозвучала довольно странно, учитывая отсутствие у ФРГ реальных альтернатив по этой части, за исключением разве что американских конкурентов). Впрочем, в ходе недавней встречи президент Жак Ширак и канцлер Ангела Меркель вроде бы договорились: всю нагрузку, связанную с реструктуризацией Airbus распределять "по справедливости".

Однако в руководстве концерна разногласия отнюдь не преодолены. Там идут "бодания" на тему распределения заказов, связанных с производством нового перспективного лайнера А-350XWB. Эта тема самым непосредственным образом связана и с сокращением рабочих мест: кому достанутся новые заказы, тех меньше сократят. А надо заметить, что француз Галуа разработал свою программу "Power8" без согласования с немецким сопредседателем концерна Томасом Эндерсом. Не удивительно, что она получилась не очень-то справедливой в отношении ФРГ. По информации немецкого журнала Focus, план Галуа предусматривал, что фюзеляжи, кабины и электроника для A350 будут производиться во Франции, системы управления и навигации - в Испании, крылья - в Великобритании. Ну, а "немецким заводам достались только монтаж сидений и изготовление туалетных кабин", - цитирует Focus слова одного из участников заседания совета директоров EADS. Одним словом, Франция и Германия на деле далеки от взаимопонимания.

Кроме того, свое слово уже сказали и потенциальные жертвы оздоровления концерна. По Германии и Франции прокатилась волна мощных демонстраций трудовых коллективов производственных мощностей Airbus, которые, разумеется, не согласны с программой "Power8"...
И вот, в эту европейскую "аэрополитическую" кухню недавно влезла Россия. Прошлым летом наш ВТБ скупил порядка 5% акций EADS. От чего европейцы, уже напуганные энергетической экспансией России, всерьез забеспокоились о своей аэрокосмической компании. До сих пор российскому руководству приходится их успокаивать. Недавно Владимир Путин, встретившись с французскими министрами иностранных дел и обороны (буквально в аэропорту) в очередной раз повторил: "Это приобретение не является недружественным шагом поглощения. Мы готовы к конструктивному сотрудничеству и хотели бы, чтобы на уровне компаний была достигнута договоренность". То есть Москва хочет договориться о дальнейшем сотрудничестве и сближении аэрокосмических отраслей России и Европы. "Если договоренность достигнута не будет, финансовые учреждения будут работать с ценными бумагами на рынке акций. Но содержательное сотрудничество было бы полезным как для российских производителей, так и для европейских партнеров", - подчеркнул президент.

Характерно, что не только Россия проявляет интерес к EADS. Недавно Инвестиционный фонд Катара (Qatar Investment Authority) объявил, что рассматривает возможность приобретения до 10% акций европейского концерна. Об этом сообщил агентству Bloomberg глава фонда шейх Хамад бен Джасим бен Джабер аль-Тани. Он сказал, что фонд уже провел предварительные переговоры с представителями EADS. "Если мы решим, что стоимость адекватна, мы можем купить до 10%", - сказал аль-Тани, отказавшись при этом назвать цену, которую Qatar Investment готов заплатить за акции. Но если учесть, что ВТБ выложил за вдвое меньший пакет акций EADS около €1 млрд., то можно предположить, что в данном случае речь идет о сумме порядка €2 миллиардов. Всего же под управлением катарского фонда, по оценке Pacific Investment Management, в середине прошлого года находились активы на сумму $40 миллиардов.

Чем же обусловлен повышенный интерес к европейской компании, дела которой идут не слишком-то хорошо? Видимо, именно этим обстоятельством. По словам катарского шейха, интерес Qatar Investment Authority к EADS вызван тем, что после нескольких лет снижения акции концерна недооценены. И действительно: в прошлом году акции EADS упали на 18%, в начале нынешнего - еще на 3,8% (Boeing за эти периоды подорожал соответственно на 26% и 2,4%). Конечно, европейский авиаконцерн сейчас остро нуждается в деньгах: для покрытия убытков от А380 и финансирования программы по А350. А Катар не только предлагает EADS эти деньги, но и выступает одним из крупнейших заказчиков новых европейских лайнеров.

И все же есть разница между катарскими и российскими инвестициями в EADS. Если первые носят чисто ростовщический характер (купить подешевле, чтобы затем продать подороже), то Россия предлагает Европе нечто большее. Она говорит о партнерстве аэрокосмических отраслей, которое может выразиться во взаимном приобретении акций EADS и российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). За обменом акциями должны последовать обмен технологиями и совместные проекты. Но, похоже, что европейцы к такому "взаимопроникновению" не готовы. По крайней мере, они и слышать не хотят о допуске российской стороны к вопросам управления EADS. А в ответ на далеко идущее предложение Владимира Путина на упомянутой встрече в аэропорту министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази всего лишь попытался "впарить" России аэробусы А350......
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка