Источник: журнал «SmartMoney»
Опубликовано: 05.03.2007, 15:01

Залетевший аэробус

Airbus понемногу проигрывает конкурентную борьбу с Boeing. России это на руку


Гордость европейского авиапрома, крупнейший производитель пассажирских самолетов в мире - компания Airbus - закрывает часть своих заводов и приступает к массовым увольнениям сотрудников. Жесткий план реструктуризации, предложенный президентом Airbus Луи Галлуа, должен помочь компании сэкономить порядка €5 млрд. до 2010 г. Иначе знаменитый "двухпалубный" аэробус A380 просто не долетит до заказчиков.

В ближайшее время Airbus продаст три производственных предприятия из 16 и сократит 10 000 рабочих. На столь радикальных мерах настоял материнский аэрокосмический концерн EADS. Прибыль Airbus стремительно падает. Именно из-за проблем своей авиастроительной "дочки" EADS закончил III квартал 2006 г. с убытками €180 млн. Начало выпуска A380 отложено на два года, дальнемагистральные A350 тоже задерживаются, а тем временем заказы на конкурирующий Boeing 787 Dreamliner сыплются как из рога изобилия. Галлуа называет основной проблемой Airbus ослабление доллара - мол, большинство заказчиков самолетов платят американской валютой, а издержки компания несет в евро. На самом деле все не так просто.

На путь, которым сейчас собирается идти Airbus, Boeing вступила в конце 2001 г., когда индустрию авиаперевозок поразил кризис, вызванный трагедией 11 сентября. Американцы планомерно выводили часть производств в регионы с дешевой рабочей силой. Конечно, Airbus приходилось действовать в условиях более жесткого, чем американское, законодательства о труде. И все же отставание на пять лет - это непростительная нерасторопность.

Кое-какие проблемы Airbus создала и Россия. Летом прошлого года государственный Внешторгбанк скупил более 5% акций EADS, воспользовавшись 40-процентным падением капитализации концерна. Но партнерами мы европейцам не стали. В сентябре прошлого года, к примеру, российский производитель титана "ВСМПО-Ависма" сорвал поставки заготовок элементов крыльев для Airbus. При этом примерно в то же время "Ависма" подписала 30-летний контракт на $18 млрд. на поставки титановой продукции с Boeing. Теперь Россия претендует на еще больший пакет EADS и участие в управлении концерном. Время выбрано удачно: терпящему бедствие авиастроителю срочно нужны инвестиции - в частности, для создания фюзеляжей из композитных материалов. Свои средства уже предложили британская GKN, итальянская Finmeccanica SpA и американская Spirit AeroSystems Holdings. Глядишь, нужда заставит европейцев смягчить позицию и в отношении российских капиталов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 5 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Small Planet Airlines, Самолетостроение, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)