О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полеты во сне и наяву

Затягивая обновление парка воздушных судов, проведение внешнего аудита безопасности полетов и вступление в IATA, уральские авиакомпании рискуют сдать растущий региональный рынок заграничных перевозок иностранным конкурентам

В феврале совместным распоряжением Росавиации и Ространснадзора введены ограничения на чартерные и разовые полеты в страны Евросоюза в отношении сразу двух авиакомпаний Урало-Западносибирского региона - UTair (Сургут) и "Авиакон Цитотранс" (грузовые авиаперевозки, Екатеринбург). Как указано в информации Минтранса РФ, ограничения деятельности российских перевозчиков (всего таких оказалось девять) введены "во избежание нанесения значительного ущерба Российской Федерации как одной из ведущих авиационных держав, а также в целях повышения безопасности полетов". Они будут действовать до устранения компаниями недостатков, указанных в замечаниях Директората по транспорту Европейской комиссии.

По информации Директората, некоторые российские авиакомпании в течение 2004 - 2006 годов получили большое количество замечаний в ходе проверок по программе SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft - оценка безопасности полетов иностранных самолетов) в аэропортах Евросоюза, о чем и были надлежащим образом извещены. Однако, вопреки установленному порядку, авиакомпании не информировали об этих замечаниях Ространснадзор и до сих пор не предприняли мер для устранения недостатков. Это создает предпосылки для инициации Еврокомиссией внесения авиакомпаний в "черный список". Поэтому Ространснадзор и Росавиация предприняли упреждающие действия, ограничивающие их работу в странах Евросоюза.

Представители UTair и "Авиакон Цитотранс" поспешили заверить общественность, что проблема решена. "Все замечания оперативно устранены еще в начале 2006 года, поэтому мы были удивлены, получив документ о запрете полетов. Комментировать действия российских авиационных властей мы не считаем возможным, тем более что инцидент исчерпан. "Авиакон Цитотранс" осуществляет запланированные рейсы в Европу в рабочем режиме", - заявил генеральный директор авиакомпании Илья Кузнецов.

"В авиакомпании UTair уверены, что после тщательного разбора сложившейся ситуации и в самое короткое время российские авиационные власти снимут введенные ограничения и совместно с отечественными авиакомпаниями продолжат работу, направленную на развитие сети авиационных перевозок в России и за рубежом", - говорится в официальном пресс-релизе UTair.

Тем не менее, заместитель руководителя Росавиации Евгений Бачурин сообщил по итогам заседания комитета по безопасности Еврокомиссии, что ограничения на чартеры и разовые полеты в ЕС для девяти авиакомпаний будут сняты только после проверки российскими властями (как минимум того парка, который используется для полетов в Европу). Еврокомиссия ждет выводов российских чиновников и заключений об устранении нарушений в течение двух месяцев.

Расплата за IATA

Случившееся вновь обострило проблему соблюдения авиакомпаниями международных стандартов безопасности авиаперевозок. Ужесточаются они почти ежегодно. Так, замечания Еврокомиссии в отношении UTair касались двух моментов: отсутствия доступа к одному из аварийных выходов в салоне самолета и невнесения записей о индивидуальных особенностях машины в бортовой журнал по-английски. По большому счету, замечания смешные: самолеты от этого не падают. Закономерен вопрос: насколько целесообразно российским авиакомпаниям выполнять требования международных стандартов?

Пока проверка по программе SAFA осуществляется европейцами выборочно в отношении иностранных самолетов, летающих в страны ЕС. Но число таких проверок постоянно увеличивается, похоже, вскоре они станут тотальными.

Сегодня из почти 200 отечественных авиаперевозчиков подавляющее большинство имеет региональный статус и в другие страны не летает. Но практика показывает: заграничные рейсы наиболее прибыльны после московских, а потому входят в планы многих региональных авиакомпаний с целью повышения общей рентабельности.

В нашем регионе наибольшую активность в освоении заграничных направлений проявляют "Уральские авиалинии": самолеты компании регулярно летают в Мюнхен, Дюссельдорф, Прагу, Ереван, Тель-Авив, Стамбул. UTair ведет регулярные авиаперевозки в Баку, Донецк, Киев, Харьков, Львов, Мюнхен, Бишкек. "Авиапрад" планирует с апреля этого года открыть рейсы в Ганновер и Франкфурт. "Оренбургские авиалинии" и "Пермские авиалинии" возят туристов в страны Европы и Турцию чартерами.

Значительно облегчить взаимоотношения российских авиакомпаний с Директоратом по транспорту Еврокомиссии могло бы вступление их в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Вместе с тем проведенный нами опрос представителей уральских авиакомпаний показал: ни одна из них не намерена в ближайшее время добиваться членства в этой организации. Интересный ответ дал первый заместитель генерального директора "Оренбургских авиалиний" Борис Давыдов: "Наша авиакомпания является членом IATA еще с середины 90-х годов, как только мы начали летать за границу". Однако на официальном сайте в списке участников указаны только семь перевозчиков из России: из нашего региона нет ни одного.

Заместитель генерального директора "Уральских авиалиний" по внешним связям Алексей Фомин считает: "Членство в IATA полезно тем, что авиакомпании могут оказывать определенное влияние на производственные процессы при осуществлении перевозок в мировом масштабе, которые стандартизируются этой организацией. Масштаб деятельности нашей компании пока не требует поддержки IATA".

Не ставя себе задачу вступления в IATA, некоторые региональные авиакомпании намерены, однако, в добровольном порядке пройти аудит на соответствие международным стандартам эксплуатационной без-опасности IOSA (International Operational Safety Audit, одна из программ IATA, направленная на повышение безопасности полетов). "В настоящее время авиакомпания "Чешские авиалинии" проводит внутренний аудит "Уральских авиалиний", - отметил Алексей Фомин. - Он основан на базе стандартов IOSA и организован в рамках подготовки к аудиту по международным стандартам. Внешний аудит наша компания планирует провести в октябре текущего года, но сроки могут быть немного сдвинуты, поскольку его прохождение требует более серьезной подготовки. Получение международного сертификата позволит "Уральским авиалиниям" развивать двустороннее сотрудничество с международными авиакомпаниями".

В пресс-службе "Авиапрада" сообщили: "Наша авиакомпания заинтересована в том, чтобы выйти на новый уровень. По окончании летней навигации мы планируем начать процедуру получения сертификата соответствия международным стандартам IOSA".

"Оренбургские авиалинии" готовятся к проведению аудита на соответствие стандартам IOSA к концу текущего года, рассказал Борис Давыдов: "Процедура должна подтвердить статус нашей авиакомпании, соответствующий высоким международным требованиям безопасности авиаперевозок".

Впрочем, так рассуждают не во всех уральских авиакомпаниях. У заместителя генерального директора по авиационной безопасности "Ижавиа" Евгения Щепкина свои доводы: "Мы медленно, но уверенно переходим на выполнение требований Международной организации гражданской авиации. Пока у нас есть некоторые несоответствия. Но проходить международный аудит по программе IOSA не планируется - "Ижавиа" авиакомпания региональная и за границу не летает".

Хромая девятка

По мнению академика Российской академии транспорта, члена комитета РСПП по промышленной политике и естественным монополиям Олега Дунаева, внедрение международных стандартов будет способствовать прежде всего решению проблемы модернизации парка самолетов и эффективности системы управления авиакомпанией.

В качестве критериев оценки по программе IOSA выступают показатели безопасности полетов: во-первых, это состояние парка воздушных судов, во-вторых, статистика авиапроисшествий на миллион перевезенных пассажиров. "Поскольку IATA - западная организация, она лоббирует интересы западных производителей самолетов, - уверен заместитель декана экономического факультета Уральского госуниверситета, эксперт по авиаперевозкам, кандидат экономических наук Сергей Лукьянов. - Безусловно, ни UTair, ни "Уральские авиалинии" в ближайшее время даже при желании не станут членами IATA, поскольку их авиапарк почти весь состоит из отечественной техники. У UTair, например, гигантский парк морально устаревших самолетов Ту-134 разработки 60 - 70х годов".

Действительно, сейчас на вооружении всех авиакомпаний Урало-Западносибирского региона всего девять самолетов западного производства. Причем почти все они выпущены в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века (для сравнения: самый старый Airbus, используемый "Аэрофлотом", произведен в 2003 году), а закуплены только в прошлом году.

Для успешного прохождения проверок по международным программам безопасности полетов уральским авиакомпаниям придется в ближайшие год-два ускорить процесс модернизации авиапарков. В условиях, когда российское машиностроение не способно предложить конкурентоспособную технику, такую модернизацию можно называть "западнизацией".

В непосредственной работе над повышением уровня безопасности авиаперевозок наше государство должно действовать опережающими международные организации темпами, чтобы активнее влиять на принятие общемировых стандартов. Сергей Лукьянов:

- Государство могло бы существенно повысить уровень безопасности авиаперевозок посредством ряда инструментов госрегулирования. Например, введя определенные нормативы по заработной плате летному персоналу, что существенно снизило бы квазистимулы экипажа "зарабатывать премии", пренебрегая правилами безопасности полетов. По мнению аналитиков, причиной подавляющего числа авиапроисшествий является человеческий фактор. Он лежит даже в основе отказа техники. Сегодня летный персонал работает в таких условиях, когда его зарплата зависит от количества самолетовылетов, тонн сэкономленного топлива и др. Сэкономил для авиакомпании время/топливо - получил премию. Регулирование заработной платы летного состава существенно нивелирует "самодеятельность" и желание экипажей пренебрегать правилами безопасности из-за экономии и личной выгоды.

Уральские авиакомпании, связывающие перспективы деятельности с развитием международных перевозок и кооперацией с зарубежными перевозчиками, должны в течение года-двух значительно увеличить закупку западных самолетов и пройти аудит на соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности. Росавиации и Ространснадзору следует занять более активную позицию в отношении выработки аналогичных внутрироссийских стандартов. В противном случае дискриминация наших авиакомпаний за рубежом, особенно в Евросоюзе, будет усиливаться, а наиболее прибыльные международные направления на Урале монополизируют иностранные перевозчики....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Урал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка