О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиаальянсы увлеклись вербовкой

Три действующих глобальных авиаальянса активизируют борьбу за привлечение в свои ряды новых членов. Следствием этого становятся случаи, когда для победы над конкурентом в альянс принимают даже авиакомпании с сомнительной репутацией

Три действующих глобальных авиаальянса активизируют борьбу за привлечение в свои ряды новых членов. Следствием этого становятся случаи, когда для победы над конкурентом в альянс принимают даже авиакомпании с сомнительной в плане технической безопасности репутацией.

Значение стратегических альянсов в международном воздушном сообщении растет. В четверг в Токио возглавляемый British Airways альянс OneWorld праздновал вступление в него трех новых членов: Japan Airlines, венгерского оператора Malev и иорданской авиакомпании Royal Jordanian. Теперь OneWorld не только стал вторым по величине после Star Alliance (его возглавляет Lufthansa), но и является единственным альянсом, в состав которого входит авиакомпания со Среднего Востока. Глава Malev Андраш Зборай заявил: "Если авиакомпания не входит в состав какого-либо авиаальянса, у нее нет шансов пробиться в условиях международной конкуренции".

Сейчас 18 из 20 крупнейших в мире авиакомпаний входят в один из трех авиаальянсов - Star Alliance, OneWorld или SkyTeam (возглавляет Air France-KLM). Членство в альянсах дает им выгоды через так называемое соглашение о код-шеринге, означающем "перераспределение пассажиров". Кроме того, они осуществляют совместную закупку авиационного топлива. Выгодно это и авиапассажирам. "Анализ показал, что объемы перевозок возросли, а цена билетов снизилась", - подтверждает Эрик Хайманн из Deutsche Bank Research. Однако всех поставленных перед собой целей авиаальянсы пока не достигли. Так, пока не удается осуществлять совместные заказы самолетов у Airbus и Boeing, потому что многие авиакомпании стремятся к тому, чтобы внутренняя отделка лайнеров выполнялась в соответствии с их корпоративным дизайном.

Соперничество авиаальянсов за новых членов становится все ожесточеннее. Так, только ради того, чтобы сократить отставание от Star Alliance, имеющего среди своих членов лидера японского рынка ANA, авиаальянс OneWorld, несмотря на имевшиеся у него сомнения финансового и технического плана, форсировал появление в своих рядах Japan Airlines. Однако и лидеру приходится не легко. Уход из альянса бразильского оператора Varig в январе привел к потере рейсов в Южную Америку, что стало заметной дырой в сети Star Alliance.

Именно поэтому вот уже в течение нескольких недель курсируют слухи, что доминирующий на этом направлении авиаперевозчик - испанская Iberia - уйдет из OneWorld и присоединится к Star Alliance. Кстати, в четверг в Токио глава Iberia Фернандо Конте не стал отрицать неправомерность подобных слухов, а просто охарактеризовал свою компанию как "идеального партнера". Если переход Iberia произойдет, это станет первым подобным случаем в истории авиаальянсов.

Открытым противником "легальных картелей", каковыми называют авиаальянсы, является авиакомпания Emirates из ОАЭ. Новичок международного рынка из Дубая намерен создать в регионе Персидского залива собственный центр авиаперевозок. Однако вступление компании Royal Jordanian в альянс OneWorld идет вразрез с планом совместного развития всего региона. "Мы развиваем свою собственную бизнес-модель и не обязаны ее ни с кем согласовывать", - заявил в четверг глава Royal Jordanian Самер аль-Маджали. Возрастающее значение авиаальянсов является результатом ограничительного характера конкуренции в сфере воздушных перевозок.

Двусторонние соглашения между отдельными странами затрудняют международную экспансию перевозчиков. Возможности их расширения за счет, например, слияний или поглощений не могут быть реализованы из-за наличия статей, привязывающих транспортное право авиакомпаний к национальной собственности. Последний пример тому - выставленная на продажу компания AlItalia. Стратегические инвесторы, например три ведущие европейские авиакомпании Air France-KLM, Lufthansa и British Airways, проявили до сих пор в отношении итальянского оператора мало интереса. По их мнению, там все еще слишком велико влияние государства и профсоюзов....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка