Автор: Владимир Гаврилов
Опубликовано: 05.03.2007, 15:42
 

Синтетика вместо нефти

США и ЕС испытывают синтетическое топливо


ВВС США приступили к активным испытаниям синтетического авиационного топлива. По мнению военных стратегов, активное внедрение горючего, получаемого в результате химического преобразования углеводородного сырья (например, угля), поможет США избавиться от всевозрастающей зависимости от арабских государств. Кроме того, как утверждается, синтетическое топливо гораздо экологичнее и обеспечивает лучшие режимы работы двигателей. Специалисты уверены, что поэтапное внедрение новых технологий в армии позволит снизить стоимость синтетики и она станет конкурентоспособной на коммерческом рынке.

Испытания синтетического топлива проводились в феврале на американском бомбардировщике В-52, переоборудованном в летающую лабораторию. Главной целью зимних тестов было определение характеристик синтетики в условиях низких температур. В прошлом подобное топливо иногда разлагалось на фракции прямо в баках, что приводило к остановкам двигателей.

"Испытание морозом синтетического горючего прошло замечательно, - заявил на импровизированной пресс-конференции заместитель командующего ВВС США Рональд Сега. - Бомбардировщик прекрасно показал себя в полете, а его двигатели, работающие на синтетическом керосине, по мощности, устойчивости работы и другим характеристикам были неотличимы от давно проверенных собратьев. После анализа всей информации, полученной в небе, мы примем решение о возможности полностью перевести двигатели B-52 на синтетический керосин. Это должно произойти в последующие полгода".

Возможно, в будущем вся авиация США, а также наземные войска будут переведены на синтетические виды топлива. На разработку его уже потрачены значительные суммы. Сейчас американские ВВС потребляют ежегодно от 11,3 млрд. до 13,23 млрд. л авиационного керосина, затрачивая на это более 10 млрд. долл. в год. По мнению г-на Сега, эти деньги выгоднее тратить на внутреннем рынке, закупая у собственных производителей синтетику, чем ввозить нефть из-за рубежа, спонсируя тем самым враждебные США правительства.

"Американцы берут на вооружение технологии, опробованные еще в середине прошлого века и доказавшие свою эффективность, - рассказал РБК daily ученый секретарь Института энергетических проблем химической физики РАН Михаил Ларичев. - Примерно такая же ситуация сложилась в Германии во время Второй мировой войны, когда немцы, отрезанные от месторождений нефти, были вынуждены искусственно создавать для себя "черное золото". И надо сказать, они в этом сильно преуспели".

Впервые выделить из угля нефть удалось в 1913 году германскому химику Фридриху Бергиусу. В ходе процесса, получившего название "деструктивная гидрогенизация", уголь в присутствии катализатора при высокой температуре вступал во взаимодействие с водородом, который подавался в больших количествах под сильнейшим давлением. Конечным продуктом процесса было жидкое топливо. В 1923 году немецкие ученые Фишер и Тропш усовершенствовали технологию, позволившую организовать промышленное производство бензина. Однако последовавшее в 30-е годы падение цен на нефть сделало производство в Лойне полностью нерентабельным. Но помогла война. С 1940 по 1943 год производство синтетического топлива выросло до 450 тыс. л в день. В 1944 году доля синтетического горючего в авиации составляла 92% от всех поставок. А в сухопутной армии - 57%. "После войны необходимость в производстве синтетики в Европе отпала сама собой, - продолжает г-н Ларичев. - Но в некоторых регионах планеты его продолжали выпускать".

Сейчас мировым лидером по производству синтетического топлива является южноафриканский химический концерн Sasol. Возрождение немецких технологий потребовалось после того, как два десятилетия назад ООН из-за режима апартеида ввела против ЮАР экономические санкции. Поступления нефти извне резко сократились, а своих месторождений у ЮАР не было. Бензин из угля сильно поддержал экономику ЮАР, и на данный момент каждый третий литр автомобильного топлива является синтетическим. В авиации эта доля еще больше. Крупные авиакомпании на базе аэропорта Йоханнесбурга заправляют свои самолеты полусинтетическим топливом, в котором соотношение синтетики и обычного керосина составляет 50 на 50.

"В принципе синтетическое топливо ничем не хуже минерального, - рассказал РБК daily заведующий лабораторией нефтехимического синтеза Института энергетических проблем химической физики РАН доктор химических наук Александр Ермаков. - Более того, оно имеет ряд преимуществ. Синтетика однородна, она не имеет посторонних включений. Бензин же из нефти чувствует свою предысторию и зависит от изначального состава нефти, что и влияет на качество конечного продукта".

Специалисты Sasol утверждают, что синтетическое топливо содержит меньше вредных веществ, загрязняющих воздух в городах, и способно поддерживать стабильный температурный режим, что немаловажно для качественной работы двигателя. Им вторят и российские химики. По словам Михаила Ларичева, в синтетике легче управлять октановым числом, а также контролировать содержание иных фракций, что позволяет уменьшить выход в атмосферу канцерогенных веществ и увеличивает мощность моторов.

Однако, как заявили РБК daily в НИИ природных газов и газовых технологий (ВНИИГаз), синтетическое горючее имеет существенный недостаток. На данный момент его производство значительно дороже, чем промышленная переработка нефти: литр синтетического авиационного керосина в восемь раз дороже обычного. Из-за чего химики разрабатывают иные способы синтеза горючего.

"У нас в стране еще в советские годы были разработаны технологии получения жидкого топлива из природного газа, - рассказал РБК daily заместитель директора Института нефтехимического синтеза РАН доктор химических наук Иван Орешкин. - Это дает определенные преимущества. Запасов нефти хватит ненадолго. На мировых рынках уже ощущается ее дефицит. Газа же в недрах значительно больше. И чем выше будут подниматься цены на нефть, тем активнее станет применяться синтетическое горючее, в том числе и для авиации".

Еще одной причиной, делающей синтетику привлекательной, является ухудшающаяся экологическая обстановка. Многие государства законодательно стимулируют снижение выбросов в атмосферу. В таких условиях синтетическое топливо выигрывает, обладая лучшими экологическими характеристиками по сравнению с традиционными нефтепродуктами. В начале 2006 года в Брюсселе прошла конференция автопроизводителей и топливных компаний, на которой было объявлено о создании Европейского альянса синтетических топлив. В осваивании технологий получения синтетических топлив из газа будут участвовать Sasol (ЮАР), Royal Dutch Shell (Дания/Великобритания), ConocoPhillips (США), ExxonMobil (США), ВР (Великобритания), Statoil (Норвегия), а также ряд иных компаний. Цель альянса - снизить выбросы выхлопных газов и избавить Европу от топливной зависимости.

"Сейчас стоимость синтеза топлива из газа по своей цене примерно сопоставима с минеральным, - рассказывает Александр Ермаков. - Но с развитием инфраструктуры и строительством заводов по его производству в районах добычи газа рентабельность синтетического топлива будет возрастать. Но мир колеблется. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, нужен некий толчок, импульс, который бы придал движение отрасли. И возможно, взятие на вооружение армией США синтетического керосина подвигнет химпром к активному внедрению синтетики. После строительства заводов для армии и доведения выпуска синтетики до приемлемого уровня цена на такое топливо должна упасть, и оно станет выгодно и для продвижения на коммерческий рынок".

Про оценкам ВНИИГаза, до 2010 года мировой объем производства синтетического жидкого топлива в мире может достигнуть порядка 30 млн. т в год. Но, по мнению ряда специалистов, это означает лишь одно: соскочив с нефтяной иглы арабских стран, мир еще больше подсядет на иглу газовую.

 

Дайджест прессы за 5 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 5 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Импульс (в процессе тестирования)