Источник: газета «Деловая столица»
Автор: Владимир Воловненко
Опубликовано: 05.03.2007, 16:07

Как авиатор авиатору. Кабмин серьезно поможет донецкому коммунальному аэропорту казенными деньгами


140 млн. грн. на модернизацию своего авиапредприятия ожидает из Киева донецкое руководство. В соответствии с правительственным постановлением за счет госбюджета планируется финансировать сооружение нового аэровокзала, взлетно-посадочной полосы и технических служб. Свою долю в модернизацию внесут также бюджеты Донецкой области (20 млн. грн.) и самого областного центра (около 4 млн. грн).

По всей видимости, и местные функционеры, и дончане, делегированные в столичные органы власти, окончательно договорились, кому же будет принадлежать этот стратегически важный и перспективный объект. В ноябре минувшего года министр транспорта и связи Николай Рудьковский неожиданно заявил о необходимости возвратить в госсобственность семь крупнейших отечественных аэропортов, в том числе и донецкий. "Эти объекты были в свое время безосновательно переданы в коммунальную собственность", - настаивал он. Теперешнее КП "Международный аэропорт Донецк" с 2003 г. принадлежало области. Но, как выяснилось, статус последней юридически никак не прописан (в законе о местном самоуправлении упоминаются лишь "общины области" как совокупность городских и сельских общин). Напуганные перспективой расстаться с авиапредприятием, дончане решили перестраховаться. В конце ноября 2006 г. был срочно собран на заседание горсовет Донецка, и аэропорт формально переложили из областного в городской карман. "В отличие от нас, депутатов облсовета, Донецк имеет больше прав по привлечению дополнительных средств и их инвестированию", - малоубедительно объяснил причину такого шага областной спикер Анатолий Близнюк. Мэр Донецка Александр Лукьянченко был более прямолинеен. "Мы решили принять аэропорт в собственность от облсовета, чтобы это предприятие вообще не ушло из-под юрисдикции нашего региона", - заявил он.

Видимо, игра стоила свеч. И не столько из-за имущества КП (пассажирский терминал, взлетная полоса, технические службы, гаражи и 200 га летного поля), сколько из-за его блестящих перспектив. Аэропорт "Донецк" идеально расположен как восточный хаб. В этом статусе он даже более привлекателен, чем "Борисполь", так как на час приближает нас ко всем восточным пунктам полетов", - считает генеральный директор компании "Аэросвит" Арон Майберг.

Хотя на момент передачи в отчетах авиапредприятия значился доход в 30,7 млн. грн., депутаты освободили его от арендной платы за землю и разрешили оставлять у себя всю прибыль. Мотивировалось решение аварийным состоянием большинства объектов инфраструктуры аэропорта. "Из-за шахтных подработок и последующего подъема грунтовых вод начала "плыть" взлетная полоса, ее надо доводить до ума, иначе мы вообще закроемся", - поясняет помощник директора аэропорта "Донецк" Николай Кузнецов. По его подсчетам, работы по укреплению взлетной бетонки длиной 2,4 км, способной принимать самолеты среднего класса (Ан-24, Як-42, Ту-134, Airbus 320), обойдутся в $5 млн. Еще приблизительно $50 млн. необходимо потратить на реконструкцию пассажирского терминала - его номинальная пропускная способность в 1,6 тыс. человек в сутки с запасом перекрывает сегодняшнюю потребность, однако "стекляшка" 60-х годов износилась, устарела морально и уже не отвечает современным стандартам воздушного сервиса. Часть ожидаемых средств авиапредприятие намерено направить на модернизацию технического парка. Среди первоочередных нужд - закупка современных погрузчиков. "Авиакомпании уже используют самолеты нового поколения. Для их обслуживания нужна принципиально иная техника", - отмечает г-н Кузнецов. Говоря о стоимости всего комплекса работ по модернизации регионального аэропорта, донецкие специалисты оперируют цифрами в 400-500 млн. грн. Из этого следует, что бюджетные вливания текущего года вряд ли станут последними.

Между тем в Донецке пока не определены не только объемы и временные интервалы предстоящих работ, но даже сроки проведения тендеров. По словам генерального директора КП "Международный аэропорт Донецк" Валентина Паламарчука, заказан лишь проект реконструкции взлетно-посадочной полосы, который разрабатывается сразу несколькими проектными компаниями из Донецка, Киева, Харькова и Москвы.

Попутно разрешилась и проблема еще одного коммунального предприятия - авиакомпании "Донбассаэро", которая в основном и эксплуатирует местную воздушную гавань. Она также была передана из управления облсовета в коммунальную собственность Донецка. Обладая лишь несколькими воздушными судами, "Донбассаэро" в минувшем году, согласно обнародованным данным, накопила убытков на 19 млн. грн., а сумма банковских кредитов вместе с процентами по их обслуживанию превысила 60 млн. грн. Однако в последнее время в прессе появились сообщения о наметившейся кооперации донецкого авиаперевозчика с мощным столичным "Аеросвітом". Это, по-видимому, свидетельствует об окончательной победе дончан в борьбе за право повесить на региональные воздушные ворота собственный замок. Тем более что поползновения Минтранса сошли на нет.

Аэропорт "Донецк" расположен в 8 км от областного центра, обслуживает 238 регулярных рейсов в месяц. Постоянные и чартерные полеты выполняются более чем в 100 аэропортов Украины и мира. В 2006 г. здесь обслужили около 250 тыс. пассажиров.

 

Дайджест прессы за 5 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 5 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Деловая столица». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-24Б, Красный пролетарий, АН-24, Ту-134, Як-42, КУЗНЕЦОВ, Донбассаэро, Аэросвит (AeroSvit) (в процессе тестирования)