Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Владимир Карнозов
Опубликовано: 07.03.2007, 09:45
Комментариев: 2

Общий проект ОАК и "Авиации Украины"

Вручение сертификата летной годности дает старт серийному производству Ан-148 на авиазаводах в Воронеже и Киеве


В производственных планах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и концерна "Авиация Украины" фигурирует общий продукт - 75-местный региональный самолет нового поколения Ан-148. В 2010 г. производство этой машины в Воронежском акционерном самолетостроительном объединении (ВАСО) должно выйти на ежегодный уровень в 24-32 единицы. Параллельно самолет будут собирать и на Киевском государственном авиационном заводе "Авиант" (КиГАЗ "Авиант").

Ан-148 - самый современный отечественный пассажирский самолет из числа сертифицированных. 26 февраля председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина в Киеве вручила генеральному конструктору АНТК "Антонов" Дмитрию Киве сертификат типа на соответствие нормам АП-25. По этому поводу Татьяна Григорьевна подчеркнула, что испытания самолета заняли пару лет, в течение которых две опытные машины выполнили 682 зачетных полета общей продолжительностью 1200 часов. "Самолет подтвердил заявленные аэродинамические и прочностные характеристики, в том числе на больших углах атаки, в режимах сваливания, условиях высокогорья, высоких и низких температур (от -55 до +45 градусов Цельсия), естественных и критических режимах обледенения, при различных состояниях взлетно-посадочных полос на всех классах и типах аэродромов", - рассказала руководитель МАК.

Она особо отметила "продвинутый борт" Ан-148, созданный группой из 30 российских предприятий во главе с объединением "Авиаприбор-Холдинг". На самолете установлены 87 вычислительных машин и 58 цифровых систем, которые контролируют более 4 тыс. параметров и обеспечивают работу интегрального цифрового комплекса. Татьяна Анодина также выделила высокоэффективную силовую установку самолета: "Двигатель Д-436-148 оснащен системами технического контроля, которые оптимизируют работу двигателя на всех участках полета, повышая надежность и уменьшая расход топлива, что чрезвычайно важно в эксплуатационных условиях".

Церемония вручения сертификата типа прошла в присутствии премьер-министра Украины Виктора Януковича. Поблагодарив всех специалистов, принявших участие в проектировании, постройке и сертификации Ан-148, глава правительства обратился к Олегу Шевченко - руководителю вновь созданного Авиастроительного концерна "Авиация Украины" (в него вошли КиГАЗ "Авиант", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, АНТК "Антонов" и др.): "Принципиально важно, чтобы первый заказ на эти самолеты - заказ Казахстана - был выполнен вовремя и на высочайшем уровне". Речь идет о 15 Ан-148-100, заказанных КиГАЗ казахскими авиакомпаниями "Скат" и "Беркут". Будучи гендиректором "Авианта", Олег Шевченко ставил свою подпись под соответствующими контрактами. Теперь, в новой должности, ему предстоит выполнять взятые обязательства.

Спроектированный киевским конструкторским бюро новый самолет "можно построить только объединенными усилиями авиастроителей Украины и России", считает Виктор Янукович. Развивая этот тезис в ходе пресс-конференции, премьер-министр напомнил, что Украина не сможет серийно производить новый самолет самостоятельно, поскольку "вся традиция авиастроения" была создана еще в советские времена". Она предполагала участие в производстве любого летательного аппарата сотен предприятий, расположенных на территории некогда единой страны. Подавляющее число этих предприятий сегодня находится на территории Украины и России.

Для лучшего взаимодействия могут понадобиться новые, прогрессивные организационно-финансовые схемы. "Мы имеем широкие планы сотрудничества, интеграции в области самолетостроения между нашими странами - Украиной и Россией, - подчеркнул Виктор Янукович. - Интеграционные процессы, идущие в мире, подсказывают, что нам надо сначала объединить наши украинские предприятия, а потом по договоренности с российскими партнерами объединяться и с ними". И если с консолидацией авиастроителей внутри страны новое правительство в Киеве определилось, то, по словам премьера, форма интеграции с Россией "пока остается предметом дискуссии". Диалог на эту тему идет весьма активно. Президент ОАК Алексей Федоров недавно еще раз побывал на Украине с целью знакомства с местными авиастроительными предприятиями. Он также встретился с членами правительства. А во время авиационной выставки Aero India 2007 (7-11 февраля) президент ОАК обсудил практические вопросы взаимодействия с генеральным директором АНТК "Антонов" Владимиром Королем. Главные темы - совместное проектирование нового военно-транспортного самолета Multirole Transport Aircraft (MTA) и конструкторское сопровождение фигурирующих в производственной программе ОАК киевских разработок Ан-38, Ан-124, Ан-140 и Ан-148. В интервью "ВПК" Владимир Король с удовольствием отметил, что "Антонов" оказался "самым представленным" разработчиком гражданской авиатехники в модельном ряде ОАК (у "Туполева" - три модели, "Ильюшина" и "Сухого" - по одной).

"Мы давно работаем в тесном сотрудничестве с "Антоновым", - говорит генеральный директор лизинговой фирмы "Ильюшин Финанс Компани" (ИФК) Александр Рубцов. - Наша компания уже имеет 53 заказа на самолет Ан-148, а сегодня мы подписываем предконтрактное соглашение с авиакомпанией "Полет" еще на десять машин". Александр Иванович произнес эти слова 26 февраля в ходе церемонии вручения сертификата типа на самолет Ан-148. "Это событие колоссального значения для авиастроителей России и Украины: создан самолет, который очень нужен на рынке, - продолжил тему Александр Рубцов. - Он способен работать в сложных условиях эксплуатации. Во время поездки в Якутию президент Владимир Путин наблюдал процесс испытания самолета при температуре -52 градуса. Так что этот самолет уже очень хорошо известен в России. Мы уверены, что Ан-148 будет иметь коммерческий успех".

Первые российские заказы на данную модель появились в прошлом году: "Красноярские авиалинии" и ГУАП "Пулково" подписались на 34 таких самолета. Однако затем ИФК приостановила маркетинг Ан-148. "Как показал опыт Airbus А380, слишком большое число набранных твердых заказов на еще не запущенную в производство модель приводит к колоссальным убыткам, если в процессе испытаний выясняется необходимость доработки типовой конструкции, - разъясняет ситуацию Александр Рубцов. - Вот почему мы совершенно сознательно пошли на приостановку дальнейшего набора заказов на Ан-148 до тех пор, пока не будет завершена его сертификация и утверждена типовая конструкция. Сейчас, когда все основные испытания завершены, мы возобновляем маркетинговую работу".

Украинские авиаперевозчики: "Аэросвит", ГАК "Украина" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) - заявили о желании приобрести 15 самолетов. В госбюджете Украины на 2007 г. выделено 200 млн. гривен на постройку первых серийных самолетов и передачу их местным авиакомпаниям. Интерес к машине есть и у президента группы компаний "Волга-Днепр" Алексея Исайкина, который, как стало ясно из беседы с ним, "рассматривает вопрос" о приобретении более десяти самолетов в грузовой версии Ан-148Т, способных перевозить стандартные контейнеры для самолетов Boeing 757F и Ту-204С. "В этом году мы начинаем проектирование, а в следующем - строительство первой такой машины", - подтвердил эту информацию генеральный конструктор АНТК "Антонов".

Предполагается, что ВАСО переключится на выпуск Ан-148Т после того, как "Гражданские самолеты Сухого" (ЗАО "ГСС") развернут полномасштабный выпуск стоместного самолета следующего поколения SuperJet-100. "Мы желаем успеха "Суперджету", - говорит Дмитрий Кива, - и считаем, что у нас разные ниши. Самолет "Сухого" рассчитан на 95-100 пассажиров, а наш - на 65-75. Кроме того, мы работаем над транспортной версией самолета с задним грузовым люком - такую машину на базе SuperJet-100 просто невозможно сделать в силу особенностей его конструкции".

Военно-промышленная комиссия при правительстве России одобрила планы ОАК по сборке на ВАСО 170 Ан-148 в течение 2007-2015 гг. Первые шесть серийных машин уже находятся в производстве (завершение - в 2007-2008 гг.). КиГАЗ и ВАСО распределили между собой производство частей планера следующим образом: центральная часть фюзеляжа и крыло делаются в Киеве, носовая и хвостовая части фюзеляжа, оперение, кромки крыла, мотогондолы и пилоны - в Воронеже. Горячая часть двигателя Д-436-148 производится в России (Московское МПП "Салют" и Уфимское МПО), холодная - на Украине (АО "Мотор-Сич"). Выходит, что на 65% самолет российский, 30% - украинский и 5% - европейский.

Получение сертификата по авиационным правилам АП-25 явилось важным этапом в судьбе проекта Ан-148. Следующий шаг - признание в Европе.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 7 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Транспортные и грузовые самолеты, Ан-124-100 Руслан, Ан-38, Гражданские cамолеты Сухого, Ильюшин Финанс Ко., Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, МОТОР СИЧ, Международный аэропорт "Уфа", Межгосударственный авиационный комитет, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", SSJ-100, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Волга-Днепр, Кива Дмитрий, Федоров Алексей, Рубцов Александр, Ан-140, Анодина Татьяна, МОТОР СИЧ, Ан-32, Самолетостроение, Беркут, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), Аэросвит (AeroSvit), С-37, Международные авиалинии Украины (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Украинские авиаперевозчики: "Аэросвит", ГАК "Украина" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) - заявили о желании приобрести 15 самолетов. В госбюджете Украины на 2007 г. выделено 200 млн. гривен на постройку первых серийных самолетов и передачу их местным авиакомпаниям. Интерес к машине есть и у президента группы компаний "Волга-Днепр" Алексея Исайкина, который, как стало ясно из беседы с ним, "рассматривает вопрос" о приобретении более десяти самолетов в грузовой версии Ан-148Т, способных перевозить стандартные контейнеры для самолетов Boeing 757F и Ту-204С. "В этом году мы начинаем проектирование, а в следующем - строительство первой такой машины", - подтвердил эту информацию генеральный конструктор АНТК "Антонов".
---

честно говоря, был удивлен, прочитав про желание авиакомпаний закупить 15 Ан-148. То, что Аэросвит в 2004-м подписал протокол о намерениях на 10 Ан-148 известно. Но также известно, что несколько дней назад было объявлено, что вместо Ан-148 новый альянс решил закупать иностранную региональную технику. Но в любом случае остается 5 безымянных Ан-148. МАУ заявляло в прошлом году, что хочет взять Ан-140 - но тема эта быстро была замята. Насчет того, что параллельно с Ан-140 МАУ рассматривает и Ан-148 обмолвилась представитель авиаперевозчика лишь в конце года. Да и то речь шла лишь о «воде». Чтобы ГАП "Украина" собиралась закупать Ан-148 вообще слышу впервые. Относительно расходов бюджета на программу Ан-148. В утвержденном законе о бюджете речь идет о 5 млн. на сертификацию и валидацию и 155 млн. на приобретение самолетов Ан-148 через гос-ное лизинговое предприятие. Другой вопрос, что 155 млн., а это 30 млн. дол. явно не хватит на больше чем 1 сто сорок восьмой.