Источник: газета «Финансовые Известия»
Автор: Дмитрий Литовкин
Опубликовано: 07.03.2007, 11:27

Из истребителей будут делать аэробусы

ВПК должен поднять российскую промышленность


Военно-промышленный комплекс России должен стать локомотивом инновационного прорыва в стране. Так считает первый вице-премьер Сергей Иванов. В сфере интересов первого вице-премьера теперь не только военная, но и гражданская промышленность, развивать которую предстоит как раз за счет диверсификации военной.

- Россия является мировым лидером в 10-15 из 50 существующих в настоящее время суперважных технологий, - считает Сергей Иванов. - ВПК остается локомотивом именно высоких технологий, экономики, знаний практически во всех странах мира. И мы здесь не исключение, поскольку больше половины всего научного потенциала страны до сих пор сосредоточено в области оборонно-промышленного комплекса.

Прошедший год стал для российского ВПК поворотным. Впервые за последние годы оборонка не просто получила деньги на производство современных вооружений и военной техники. Ей была поставлена задача перейти от создания единичных образцов к их серийному производству. В соответствии с госпрограммой вооружений на оснащение Вооруженных сил новой и модернизированной техникой в 2006-2015 годах будет выделено 5 трлн рублей. Из них 63% будут направлены на приобретение новой техники, а 37% - на модернизацию имеющейся. Объем гособоронзаказа по линии министерства обороны на 2007 год составит 302.7 млрд. рублей. Основная часть этих средств (145 млрд.) пойдет на закупку новой военной техники и вооружений - это на 22% больше, чем в прошлом году. На ремонт планируется потратить 60 млрд. (на 15.7% больше, чем в 2006 году), а на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - около 98 млрд. (на 20% больше, чем год назад).

В общем цель весьма амбициозная и сложновыполнимая. По словам первого зампредседателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Владислава Путилина, после тотального безденежья, когда каждый вынужден был выживать сам по себе, сегодня на оборонку обрушился денежный дождь. И тут встал вопрос, сможет ли она "переварить" эти деньги. Ведь нужно не просто создать для армии самое необходимое вооружение, но и добиться, чтобы оно было соответствующего качества и произведено строго в том количестве, которое определено в гособоронзаказе. Эти опасения не беспочвенны. Основные фонды предприятий изношены на 80%. Следствия этого - падение качества военной продукции и рост ее конечной цены. В Минэкономразвития приводят такой пример: головная атомная подводная лодка проекта 955 класса "Борей" (для нее сейчас создается стратегический ракетный комплекс "Булава") несколько лет назад стоила в разы дешевле, чем аналогичная субмарина, заложенная на стапелях северодвинского завода в этом году. Цена новой стратегической ракеты "Тополь-М" за два последних года выросла в 3 раза. И так по каждому показателю.

Решить эту проблему отчасти можно, создав крупные интегрированные холдинги. Так, была сформирована Объединенная авиастроительная корпорация, принято решение о создании двух судостроительных холдингов, обсуждается вопрос создания подобной структуры в области бронетанковой техники. В их рамках, как считают в правительстве, удастся жестче контролировать расходование средств. Эта задача будет поручена сразу двум самостоятельным подразделениям - Федеральному агентству по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств и Федеральной службе по государственному оборонному заказу.

- Мы создаем единую стройную систему, когда у заказчиков, то есть силовых ведомств, остается функция по определению того, что надо заказывать, в каких объемах формировать гособоронзаказ, - пояснил предназначение первой структуры Сергей Иванов. - Агентство будет осуществлять функции услуг - то есть размещать этот заказ, заключать контракты и финансировать их и спрашивать с поставщиков за исполнение сроков поставок и качество продукции.

Федеральная служба по государственному оборонному заказу, в свою очередь, станет своеобразной счетной палатой, контролирующей вопрос расходования средств. Как надеется Сергей Иванов, успешное реформирование системы управления военной промышленностью позволит не только обновить к 2015 году на 45% парк вооружений и военной техники Российской армии, но и создать условия для ее диверсификации в гражданскую область. Причем сделать это не так, как в начале 90-х годов прошлого века, когда лишенные госзаказа военные предприятия вынуждены были производить товары народного потребления - титановые лопаты, термосы и кастрюли, - а в высокотехнологичных областях. Например, как это делает сегодня компания "Сухой", создающая пассажирский авиалайнер мирового класса. Или другой путь - за счет рассекречивания информации с космических аппаратов навигации, связи и даже разведки для широкого круга гражданских пользователей. В любом случае у российской оборонки сейчас есть шанс начать движение "в гражданскую сторону", к широкому потребителю, предлагая ему принципиально иной, высокотехнологичный продукт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 7 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Авиационная холдинговая компания "Сухой", Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)