О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мытарства авиационной элиты

Из-за нерешенности социально-бытовых проблем у офицеров российской авиабазы в Армении пропадает желание служить

Офицеры и прапорщики, успевшие послужить в Вооруженных Силах СССР, помнят, что тогда назначение на должность в одну из группировок советских войск за рубежами нашей страны почти всегда рассматривалось в военных кругах как поощрение. Послужить где-нибудь в Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, на Кубе или в Монголии считалось делом не только престижным, но и доходным. К сожалению, в нынешние времена все складывается далеко не так. Во всяком случае, после общения с военнослужащими российской авиационной базы в Республике Армения (место дислокации - аэродром Эребуни под Ереваном) у корреспондента "ВПК" на душе остался горький осадок.

Нерешенных проблем у личного состава базы действительно накопилось столь много, преимущественно социально-бытового характера, что о них не стесняются говорить вслух как сами служивые, так и члены их семей. Например, к московским журналистам-телевизионщикам, специально прибывшим из Москвы для информационного освещения запланированной встречи командующих ВВС и ПВО государств-участников СНГ, прямо на аэродром вышла целая женская делегация - настолько велико было желание офицерских жен поделиться наболевшим. И их услышали не только представители СМИ, но и вышестоящее руководство. Надо отдать должное главнокомандующему ВВС Владимиру Михайлову, который, поприветствовав своих подчиненных, также без обиняков, стоя перед строем, заявил: "Мы знаем, что на авиабазе есть ряд проблем, но нужно отметить, что эти проблемы вызваны недоработками отдельных должностных лиц. В ближайшее время все допущенные ошибки будут исправлены!..". К сожалению, решение некоторых проблемных вопросов находится в компетенции главкома. Впрочем, попробую изложить суть вещей по порядку.

Без надежды на компенсацию

По словам командира авиационной эскадрильи подполковника Игоря Михеева, одна из основных проблем заключается в установленном порядке финансового обеспечения наших военнослужащих в Армении. "Денежное довольствие мы получаем в рублях, - пояснил Игорь Валентинович, - а поскольку другого платежного средства, кроме как армянский драм, на территории республики не существует, наши военнослужащие вынуждены обменивать рубли по курсу, который установлен в обменных ларьках. В течение года курс драма заметно укрепился: если в начале 2006 года обменивали 17,8 драма за 1 рубль, то в настоящее время курс - 13,1 к одному рублю. Фактически в результате такого обмена валют наши военнослужащие ежемесячно теряют до 25% своего денежного довольствия. И это ничем не компенсируется".

Выход из этой ситуации, конечно же, есть - например, можно было бы выплачивать российским военным деньги в местной валюте по фиксированному межбанковскому курсу. Конечно же, это должно быть закреплено соответствующим межгосударственным соглашением, хотя прецеденты такого рода - индексации денежного содержания вне зависимости от колебаний курса валют - уже имеются в других странах СНГ, где также находятся наши военные.

Пока же в Армении россияне при обмене денег с каждой тысячи теряют где-то 300 рублей. Если учесть высокие, почти московские цены на товары в ереванских магазинах, а также то обстоятельство, что на сегодняшний день основную массу военнослужащих авиабазы составляют прапорщики и младшие офицеры, которые получают по 10-12 тысяч рублей в месяц, нетрудно понять причину социальной нервозности в воинских коллективах. Вдобавок с 1 января военнослужащим ВС РФ в Армении повысили зарплату на 10%, но в то же время начали взимать с них 13-процентный подоходный налог, который до того не брали. В итоге содержимое и без того оскудевших кошельков наших военных уменьшилось еще на 3%.

Некоторые служивые задаются и таким вопросом: "Обычно налоги платятся по месту прописки (регистрации). Но, если у меня нет российской прописки, нет ИНН, и я прохожу службу в другой стране, интересно, куда эти налоги уходят? Ведь они-то с моей заработной платы удерживаются?". Действительно, у многих офицеров и прапорщиков российской военной базы в Республике Армения не имеется в паспортах вообще никакого штампа о регистрации - одни служат здесь со времен Советской армии, кого-то выписали с прежнего места жительства перед переездом сюда, к новому месту службы. Недоумевают офицеры и по другому поводу: "Здесь, в Армении, также находятся российские пограничники - границу с Турцией "закрывают" - фактически такие же военнослужащие, но они почему-то не платят 13% налога и получают больше. Нам просто обидно - почему сержант-пограничник ФСБ РФ, который только-только поступил на службу по контракту, через полгода получает те же 18 тысяч рублей, что и подполковник российских Вооруженных Сил с 25 годами "календарей"?".

Все социальные выплаты российским военнослужащим и членам их семей осуществляются по законам страны пребывания. В Армении, по сравнению с Россией, они мизерные. Взять, к примеру, детские пособия. Если в России мамам при рождении первого ребенка полагается единовременное пособие 8 тысяч рублей, то в Армении роженицам платят 35 тысяч драмов - около 2700 рублей. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в Армении тоже смехотворное - 1200 драмов, около 90 рублей. Можно, конечно, выехать в Россию для получения там хотя бы единовременного детского пособия. Но и в этом случае граждане России, временно проживающие в Армении, рискуют наткнуться на бюрократические "подводные камни". Как это случилось, например, с начальником технического расчета авиационно-технического отряда капитаном Юрием Табунщиковым. По существующим российским законам пособие на ребенка получается по месту прописки. Но, когда окрыленный предвкушением скорой выплаты денег отец через год после рождения своего чада вылетел в Россию, ему там отказали: "Извините, прошло полгода - получайте "детские" по месту службы". В финчасти же молодым порекомендовали получать это пособие в России через суд. В июле ребенку офицера Табунщикова "стукнет" 2 года, но, учитывая еще, что отпуска у авиаторов базы строго регламентированы - раз в полгода, год, остается только надеяться, что когда-нибудь его семья все же добьется получения этого злополучного пособия.

Вследствие неразвитого рынка труда в Армении более 90% жен военнослужащих авиабазы также не имеют возможности где-нибудь трудоустроиться, дабы как-то пополнить семейные бюджеты. Компенсации же безработным россиянкам в Армении могут выплачиваться, опять же, согласно местным нормам - приблизительно по 100 рублей в месяц. Но и для получения этих смехотворных по российским меркам сумм заявительницам необходимо сначала собрать кучу разных документов:

Без удобств

Практически все военнослужащие и их семьи живут в трех гостиницах-общежитиях, которые нуждаются в капремонте. Эти здания все еще состоят на балансе армянского Министерства обороны и согласно протоколу одного из заседаний межгосударственной комиссии, которые проходят в Ереване каждый год, должны быть отремонтированы армянской стороной, а также оснащены водомерами и электросчетчиками. Однако республиканские власти пока изыскали лишь средства на установку в одном из общежитий электросчетчиков, благо сроки проведения ремонтных работ в протоколе не оговорены. Хотя, по словам одного осведомленного источника, "армяне готовы их отдать нам в любом виде - страна не такая уж богатая": Российские же военные по существующему законодательству не вправе осуществлять за границей капремонт зданий, не находящихся в собственности РФ. Вследствие неурегулированности этого вопроса условия проживания российской авиационной элиты в Ереване, выражаясь словами комэска Михеева, "мягко говоря, очень-очень далеки от нормальных". Его заместитель - майор Валерий Дед, имеющий налет 1900 часов и 28 календарных лет выслуги, был со мной более откровенен: "Вода подается в некоторые общежития нормально, в некоторые - по 2 часа утром и 2 часа вечером, но горячей воды нет. Моя семья из четырех человек: я, жена и две дочери восемнадцати и двадцати лет - проживает в двух комнатах по 12 кв. метров. Плюс коридорчик, ванная, кухни нет - в коридоре стоит электроплитка, на ней и готовим. Мы живем так уже 8 лет, но у меня условия для проживания самые лучшие, потому что имею высокую должность и звание. А вот техники - те проживают в ужасных условиях: в их квартирках нет ни умывальников, ни туалетов".

До Еревана Дед проживал в служебной трехкомнатной квартире - 74 кв. метра - в Ростовской области. Но не лимит жилищного пространства, по его словам, самое большое неудобство. Вся Армения отапливается индивидуально или электричеством, или газом, централизованного отопления как такового нет. Общежития авиаторов нельзя газифицировать - нет вентиляции, поэтому в этих домах все держится на электричестве: освещение, отопление, приготовление пищи, подогрев воды для мытья. Некоторые покупают за свои кровные "Гейзеры" - установки индивидуального водоснабжения горячей водой. Электроплитки и обогреватели также приобретают на собственные деньги. Греть жилища надо, как минимум, 3 месяца в году, чтобы не замерзнуть. Лето в Армении жаркое, но зимы суровые: до минус 30 градусов доходит в самом Ереване в декабре-январе. Однако жившие с 1999 г. в этих трех гостиницах российские военнослужащие до текущего марта не платили за электричество, поэтому после всех вышеописанных тягот с выплатами денег с тяжелым сердцем ожидают получения соответствующих квитанций-счетов. Ведь тарифы в Армении высокие - около 20 рублей за 1 киловатт электроэнергии, а никаких дотаций военнослужащим по этой статье расходов не было предусмотрено до сих пор.

Спрашиваю Деда: "Как долго в таких условиях еще собираетесь служить?". "Пока разрешат врачи летать. Думаю, 2-3 года, если выдержу еще", - скользнув мимолетно глазами по небу, стоящим на стоянке серебристым силуэтам "мигов", летчик глубоко затягивается сигаретой, словно выдерживает какую-то мыслительную паузу, и через какие-то секунды вместе с табачным дымком выдыхает: "Давит быт, а не служба. Вот приходит ко мне прапорщик вчера и говорит: "Я подсчитал, что буду платить за электричество 5 тысяч рублей...". То есть, получая 8 тысяч рублей, он будет отдавать пять! Сколько же у него тогда останется на каждого члена семьи, если вместе с ним в этой комнате, размером-то всего 10 квадратных метров, живут трое - он, жена и шестилетняя дочь?..".

Конечно же, было бы по-другому, если бы для этих зданий специально построили котельные для их отопления... Но, во-первых, общежития размещены в разных районах. А, во-вторых, 2 года назад Валерий Васильевич уже задавал такой вопрос одному высокому полковнику из штаба ГРВЗ, и тот сообщил, что в Закавказье для военнослужащих ВС РФ не предусмотрено строительства даже служебного жилья. Поэтому лучшим образом могли бы решить эту проблему компенсационные выплаты российским военнослужащим, благодаря которым летчики и инженерно-технический персонал авиабазы сами бы позаботились о выборе достойного жилья в городе. Не в состоянии мириться с жуткими условиями быта в общежитиях, отдельные офицеры все же решились в ущерб собственным сбережениям на поднаем более достойного жилья - частных квартир. Например, один из офицеров управления российской военной базы в Республике Армения рассказал, что, снимая двухкомнатную квартиру, они с супругой всю зиму в целях экономии отапливают лишь ту комнату, где спит их ребенок, - на обогрев большей площади просто не хватает денежных средств.

Другой офицер - начальник группы тормозных парашютов авиабазы капитан Алексей Решетняк - дал более подробную финансовую раскладку. Проживание в однокомнатной квартире без газа и горячей воды стоит 100 долларов в месяц. Электричество и все коммунальные платежи он, как съемщик, оплачивает отдельно - за один зимний месяц набегает в общей сложности примерно 40 тысяч драмов - около 3 тысяч рублей. И зарплаты - 12 тысяч минус налог и неизбежные потери при обмене российских денег на драмы - хватает еще на еду и немного на гражданскую одежду, но отложить что-то "на черный день" никак не получается. Вот когда в 2001 г. он только-только приехал сюда лейтенантом, денег хватало, даже подумывал о женитьбе, но при сегодняшних обстоятельствах ему, самостоятельному, ответственному человеку, уже сложно решиться на столь серьезный шаг. Хотя генофонд у Алексея Александровича еще тот! Судите сами: отец тоже был офицером - летчиком-истребителем на МиГ-25, дед служил в военно-транспортной авиации, успел повоевать в Лаосе. Прадед был офицером в царской армии, участвовал в Гражданской войне. Младший брат поначалу тоже надумывал идти в авиацию, но папа, глядя на мытарства старшего сына, младшего отговорил.

Сам же Алексей говорит, что себя в другой профессии не представляет. А Валерий Васильевич, которого в ходе нашей общей беседы о местном житье-бытье, видать, что-то задело за живое, произнес такую фразу: "Вы поймите, здесь люди служат не за деньги, а за идею. Здесь служат фанаты авиации!". Когда же я поинтересовался, какие настроения насчет перспектив службы у молодежи (в смысле, писали рапорты о переводе в Россию или нет?) майор как-то внимательно и грустно посмотрел на меня, однако все же не стал уклоняться от ответа: "Рапорта не писали, но настроение у ребят очень тяжелое, обстановка прямо-таки гнетущая. У личного состава пропадает желание служить:".

Без паспортов

Еще один наболевший вопрос - о затянутых сроках оформления заграничных служебных паспортов (паспорта-то выдаются на 5 лет). А без них российские военнослужащие и члены их семей не могут ни выезжать на родину в отпуск, ни пересекать границу по каким-то иным мотивам. По мнению многих офицеров, схема выдачи этих самых синих корочек нашим гражданам в Армении абсолютно не отработана. Документы на получение паспорта блуждают по инстанциям по полтора-два года (с момента подачи соответствующего заявления по военной линии через вышестоящее командование в МИД). Жена одного офицера из группы управления полетами авиабазы уже 2,5 года никак не получит служебный паспорт, а без него, соответственно, не имеет возможности выехать в Россию к родителям. Офицеры, зная, что могут столкнуться с подобными проволочками, подают заявления на получение служебных загранпаспортов заранее - кто-то за год, а некоторые и за 2 года. Несмотря на это, документы все равно приходят не на всех членов семьи. "У меня самого дочь успела дорасти до совершеннолетнего возраста с того момента, когда я оформлял на нее документы в 16 лет, - смеется в усы летчик, - но служебный паспорт на нее я так и не получил. Не дождался. В итоге пошел в посольство и оформил ей обычный загранпаспорт, хотя эта процедура не бесплатная - порядка 100 долларов - в 3 раза дороже, чем в России. Да и попасть в наше посольство в Армении очень сложно: посетителей по этому вопросу они принимают редко, а желающих туда попасть очень много: и военнослужащих, и граждан Армении, которые хотят получить российское гражданство. Очередь очень большая. Я, например, попал в посольство и отдал заявления лишь с третьего раза, когда делал дочкам паспорта..."....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка