О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лизинг против коррупции

Финансовая аренда становится все более востребованным инструментом государственных инвестиций. Это объясняется ее способностью финансировать проекты федерального значения

Тенденция

Финансовая аренда становится все более востребованным инструментом государственных инвестиций. Это объясняется ее способностью финансировать проекты федерального значения.

2006 году значительная часть упоминаний финансовой аренды в СМИ не была связана с новостями лизинговых компаний (ЛК). Не считая проблем с возмещением НДС, в целом для отрасли год был и спокойным, и достаточно благополучным. Зато о лизинге много говорили представители государственной власти. Наблюдался резкий рост интереса чиновников к лизингу как механизму государственных инвестиций. Попытаемся разобраться, чем вызван такой интерес.

Российский big-ticket, прежде всего следует обратить внимание на весь контекст государственной инвестиционной политики, сложившийся в последнее время. А точнее на резкую активизацию этой политики. Прошлый год можно считать переломным в этом отношении. Хотя объем стратегических государственных инвестиций в абсолютном выражении остается достаточно скромным, тем не менее предприняты меры по созданию системы соответствующих институтов. Начал работать Инвестиционный фонд, обретает реальность проект создания Банка развития, запущены национальные проекты. Многие регионы пытаются осуществлять собственные программы стимулирования инвестиций. В такой ситуации лизинг просто не мог остаться незамеченным.

Для особой роли финансовой аренды в контексте государственных инвестиций есть как минимум две причины. Первая - низкий коррупционный потенциал лизинговых инвестиций. В 90-е годы у государства был довольно неблагополучный опыт льготного кредитования, например в сельском хозяйстве. Тогда благодаря государственному субсидированию ставки по кредитам для крестьян были на порядок ниже рыночных. Это привело к тому, что сельхозпроизводители начали делать бизнес на перепродаже дешевых кредитов другим секторам экономики.

В отличие от кредита лизинг, во-первых, предполагает передачу заемщику не собственно денег, а непосредственно материального актива. Само по себе это уже существенно затрудняет любые махинации с полученным имуществом. Во-вторых, данный актив остается в собственности лизингодателя (в данном случае государства) до погашения всех платежей. И не может "исчезнуть", например, из-за банкротства лизингополучателя. Кроме того, увеличивается и контроль государства за возвратом долга: в случае неплатежей заемщика предмет лизинга можно получить обратно. Кредит же защищен только залогом, реализовать который на практике бывает совсем непросто.

Изложенные соображения подтверждаются успешным опытом работы государственных ЛК и прежде всего крупнейшей из них - "Росагролизинга".

Вторая причина востребованности лизинга состоит в том, что за последние годы отечественные компании доказали свою способность осуществлять сделки финансовой аренды инфраструктуры. Речь идет о так называемом за рубежом big-ticket leasing, то есть крупномасштабных лизинговых сделках, имеющих инфраструктурное значение.

В Западной Европе и США размер таких сделок может достигать миллиарда долларов. В России их размер составляет сейчас от $10 млн. до $100 млн., что, впрочем, тоже достаточно весомо по нашим меркам (особенно при том, что речь идет об инвестициях в несырьевой сектор). Именно развитие сегмента крупномасштабных сделок следует обозначить в качестве еще одной важнейшей тенденции на рынке лизинга в 2006 году.

В России к сегменту big-ticket следует отнести сделки по строительству заводов и животноводческих комплексов (этим занимаются "Росагролизинг", "Росдорлизинг", "Авангард Лизинг" и др.), энергоблоков ("РБ Лизинг", "Центр Капитал", "ИР Лизинг" и др.), парков подвижного состава ("Магистраль Финанс", "Брансвик Рейл Лизинг", "Трансфин-М" и др.), авиации ("Ильюшин Финанс", "РБ Лизинг", "Авангард Лизинг"). В подавляющем большинстве такие сделки уже сейчас связаны с государством, которое выступает либо в роли инвестора (как в сделках "Росагролизинга", "Ильюшин Финанса", "Росдорлизинга" и др.), либо в качестве лизингополучателя (РЖД, РАО "ЕЭС"). Крупнейшими операторами сегмента big-ticket, не связанными с государством, являются "Авангард Лизинг" и "РБ Лизинг".

Именно способность ЛК осуществлять масштабные проекты по развитию инфраструктуры экономики, по-видимому, стала важной причиной интереса чиновников к этому финансовому инструменту. Казалось бы, лизинг и так пользуется налоговыми преференциями (право ускоренной амортизации предмета лизинга и отнесение лизинговых платежей на себестоимость). Эти льготы изначально были даны для стимулирования обновления основных фондов. Продемонстрировав свою способность обновлять инфраструктуру (энергетическую, транспортную, промышленную), ЛК получили право на дополнительную поддержку со стороны государства. Посмотрим подробнее, какой опыт накоплен в отношении государственной поддержки лизинга.

Коровы и самолеты. Первая разновидность лизинга с участием государства - ЛК, принадлежащие властям или получающие финансирование из бюджета. В их числе "Росагролизинг", "Ильюшин Финанс" и "Росдорлизинг".

Из них "Росагролизинг" является крупнейшей компанией с портфелем нового бизнеса в 12 млрд. рублей в 2006 году и капиталом, превышающим $1 млрд. (28,3 млрд. рублей). Государство выделяет средства на пополнение уставного капитала ЛК, и затем эти средства передаются лизингополучателям по ставкам ниже рыночных. Так, в рамках реализации нацпроектов ставки "Росагролизинга" достигают 0%.

В рамках нацпроекта "Ускоренное развитие животноводства" в 2006-2007 годах запланирована и осуществляется поставка по договорам лизинга 100 тыс. голов племенного скота и оборудования для создания 130 тыс. скотомест. До начала реализации проекта основной компетенцией "Росагролизинга" было лизинговое финансирование поставок сельскохозяйственной техники крестьянам: комбайнов, тракторов, спецавтотранспорта. Небольшую долю в портфеле составлял скот (7% в 2005 году).

Необходимость целевого финансирования сельского хозяйства обусловлена убыточностью значительной части сельхозпроизводителей. Потребность в государственном финансировании возникла из-за того, что сельское хозяйство в 90-х годах оказалось отраслью, малопривлекательной для частных инвесторов. Большинство некрупных сельхозпроизводителей практически не имели шансов на привлечение финансирования из рыночных источников. Роль "Росагролизинга" состояла не только в непосредственном предоставлении финансирования, но и во внедрении лизинговой (кредитной) культуры в сельском хозяйстве, создании успешных прецедентов долгового финансирования некрупных заемщиков.

У "Ильюшин Финанс" объем нового бизнеса в 2006 году составил 7,8 млрд. рублей, капитал - 6,27 млрд. рублей. В данном случае речь идет прежде всего о поддержке отечественных производителей авиации, а не о поддержке лизингополучателей. Третья государственная ЛК федерального уровня "Росдорлизинг" была первоначально создана как организация, занимающаяся поставкой техники и оборудования организациям, занимающимся строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Помимо спецтехники в портфеле "Росдорлизинга" присутствует и несколько более масштабных проектов, а именно финансирование строительства асфальтобетонных заводов стоимостью несколько миллионов долларов каждый. С 2005 года компания расширила бизнес и предлагает в лизинг также подвижной состав, горное и производственное оборудование, энергетические установки. Объем нового бизнеса "Росдорлизинга" в 2006 году превысил $200 млн.

Серьезные клиенты

Вторая категория лизинговых сделок, связанных с государством, - сделки, в которых лизингополучателями являются сами госкомпании. Самая крупная из них - РЖД, с помощью финансовой аренды осуществляющая большую часть своей инвестиционной программы. В основном благодаря спросу со стороны этой компании лизинг подвижного состава достиг по итогам 2006 года объема в $2,3 млрд. (новый бизнес) и лидирует среди других сегментов рынка финансовой аренды.

В 2003 году был проведен первый открытый конкурс по выбору ЛК, поставивших на железные дороги подвижной состав и путевую технику на сумму около 5 млрд. рублей на срок от пяти до восьми лет по ставке около 18% годовых. В 2004 году объем заключенных договоров по программе лизинга составил уже 17 млрд. рублей, в 2005 - 22,3 млрд. рублей, планируемый на 2007-2008 годы объем закупок подвижного состава в лизинг превышает 72 млрд. рублей без учета НДС. Лизинговые же ставки постоянно снижаются. В 2004 году они составляли от 12,9% до 14% годовых (с учетом комиссии ЛК), в 2005 они снизилась до 12,3- 12,5% годовых. Размер аванса в 2005 году составил от 0% до 9% от суммы сделки. В начале прошлого года средние ставки в рамках открытого конкурса на сумму 12 млрд. рублей составили около 9,85% годовых, аванс - 0-4,5%. В июле в конкурсе на сумму 18 млрд. рублей средняя ставка снизилась до 9,36% годовых, аванс - до 0%.

По словам руководства РЖД, на данном этапе реформы компания придает ключевое значение привлечению внешних инвестиций в обновление основных фондов. Это связано прежде всего с тем, что собственных источников для развития у РЖД недостаточно, поэтому успех реформы во многом зависит от привлекаемых инвестиций. Лизинг рассматривается как один из таких инструментов.

Аналогичная схема начинает работать и в энергетике, однако пока в меньшем масштабе. Речь идет о привлечении лизингового финансирования в сумме около $100 млн. в строительство Бурейской ГЭС. Еще одним прецедентом стало финансирование в 2005 году Петербургской лизинговой компанией приобретения "Мострансавто" маршрутных автомобилей на сумму около $80 млн.

Региональные эксперименты

Отдельного внимания заслуживает поддержка лизинга на уровне региональных бюджетов. Формы такой поддержки многообразны. Основным механизмом является предоставление налоговых льгот, на которые регион имеет право. В основном речь идет о возможности снижения налога на прибыль не более чем на 4 процентных пункта (ограничения установлены Налоговым кодексом). Впрочем, даже вместе с некоторыми другими послаблениями это не позволяет радикально снизить фискальное бремя, поэтому некоторые регионы предоставляют возможность беспроцентной рассрочки оплаты налогов.

Другой механизм - предоставление госгарантий и залогов, причем залог может предоставляться как лизингодателю, так и банку-кредитору. Распространена также практика целевого субсидирования лизинговых платежей или процентов по кредиту. Еще одним механизмом являются прямые инвестиции региональных властей в капитал ЛК. Такие инвестиции могут предоставляться как в форме кредитов, так и в виде инвестиций в капитал. Часто региональные программы реализуются в сочетании с федеральными, особенно распространена эта практика в агропромышленном комплексе. В некоторых регионах действует несколько программ, так или иначе подразумевающих субсидирование лизинга.

Абсолютный объем используемых льгот в каждом регионе обычно достаточно невелик и находится на уровне нескольких миллионов долларов в год. В то же время такие программы действуют в большинстве субъектов Федерации. Это позволяет оценить суммарный объем государственных субсидий для лизинга на региональном уровне приблизительно в $200 млн. в год.

Кубик Рубика

Ситуация с поддержкой лизинга в регионах особенно наглядно демонстрирует тот факт, что методы этой поддержки формировались спонтанно. Где-то это является попыткой копировать федеральные программы, где-то - попыткой перенять зарубежный опыт (особенно в части использования гарантий, залогов и субсидирования части лизинговых платежей), где-то - собственным творчеством.

Проблема заключается в том, что чрезвычайное разнообразие форм государственной поддержки лизинга перерастает в их взаимную противоречивость. Так, например, на региональном уровне наделение одной ЛК бюджетным финансированием фактически подрубает бизнес других компаний. В итоге конечный макроэкономический эффект такой господдержки для региона становится отрицательным.

Не меньший сумбур присутствует и на федеральном уровне. В то время как руководство страны говорит о необходимости дополнительного стимулирования финансовой аренды, на практике не обеспечиваются и те права лизингодателей, которые изначально даны им законом. Речь идет об отказе в возмещении НДС. Негативный эффект от этой практики для рынка лизинга уже сейчас превышает весь эффект от целевой государственной поддержки.

Еще один пример пока не совсем понятного энтузиазма - инициатива "Опоры России" по созданию государственной компании "Росстройлизинг", которая будет содействовать реализации нацпроекта "Доступное жилье". Даже оставляя за скобками вопрос о том, насколько лизинг поможет реализовать этот нацпроект, нельзя не задаться вопросом, почему для этого нужна специальная лизинговая госкомпания. В отличие от аграрной отрасли, в которую до недавних пор почти не ступала нога частного инвестора, строительство совсем не обделено вниманием коммерческих банков и частных ЛК. Сделки лизинга строительной техники в 2006 году заключали более сотни лизингодателей, это довольно конкурентный сегмент рынка. Суммарный объем нового бизнеса в этом сегменте составил $2 млрд. Объем банковских кредитов, финансирование с помощью эмиссии облигаций и других источников - на порядок больше. Все это не похоже на острый дефицит финансирования. Если речь идет о лизинге недвижимости (что маловероятно, так как нацпроект ориентирован на "жилье", а не на коммерческую недвижимость), то и здесь проблема отнюдь не в недостатке государственных средств.

Создается впечатление, что вдохновленные примером "Росагролизинга" авторы проекта забыли соотнести его с реальными потребностями строительной отрасли. Проект "Росстройлизинга" как компании с особенно дешевым финансированием для строительной отрасли несет в себе угрозу для бизнеса частных инвесторов и как следствие для всей отрасли в целом. Чистый бюджетный и макроэкономический эффект от такого проекта окажется отрицательным из-за оттока средств частных инвесторов. Единственно приемлемой формой государственной поддержки финансовой аренды в строительстве является субсидирование лизинговых платежей или части процентной ставки по кредитам - одинаковой для всех лизингодателей. Могут использоваться и другие формы поддержки, такие как предоставление государственных залогов и гарантий. Важно, чтобы эти формы предполагали равную поддержку любых лизинговых сделок в отрасли.

В других сферах, где будет использоваться государственная лизинговая поддержка, она также должна быть достаточно продуманной. Оптимально было бы централизовать ее осуществление во избежание противоречий в инициативах отраслевых властей.

Во всяком случае, очевидно, что инициативы властей различных уровней уже сейчас во многом формируют ситуацию на рынке лизинга и далее, видимо, будут влиять на ситуацию еще больше. Это несет как угрозы, так и новые возможности для ЛК. В этом контексте особенно важна консолидация лизингового сообщества для совместной выработки механизмов взаимодействия с государством. Механизмов, учитывающих интересы всех сторон и предполагающих максимальный положительный результат для экономики.

Что ждет лизинг?

Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса "Европлана":

- Мы положительно оцениваем результаты 2006 года. Сегмент по-настоящему рыночной финансовой аренды, то есть сделок, не зависящих от объемов внутрихолдингового лизинга и проведения тендеров монополистами, растет двузначными темпами. Все большее количество лизингодателей развивают собственные филиальные сети, чтобы их продукты стали ближе к клиентам, бизнесы которых распределены по стране. В новом году рыночные лизинговые компании предложат больше продуктов, основанных на быстром принятии решения о финансировании, минимальных величинах удорожания оборудования и авансов. Активизируются предложения по лизингу с остаточной стоимостью, то есть направленные на клиентов, ориентированных не на получение техники в собственность в конце срока договора, а на уменьшение расходов на пользование ею в течение действия контракта.

Олег Ершов, заместитель гендиректора по продажам ЛК "Камаз":

- Несмотря на снижение темпов роста, для рынка в целом этот год нельзя назвать неудачным. Можно с уверенностью сказать, что российский рынок лизинга вошел в четвертую стадию развития, характеризующуюся расширением линейки дополнительных услуг и ростом конкуренции. Сегодня лизинг стал рассматриваться как серьезный конкурент кредитованию. Мы не ожидаем появления каких-либо новых продуктов на рынке. В 2007 году будут совершенствоваться существующие продукты, повысится их технологичность, особенно в условиях развития региональной экспансии лизинговых компаний. Не должно смущать и отсутствие как такового оперативного лизинга, характеризующего четвертую стадию развития. Для компаний с большими парками автотехники эта форма доступна уже сегодня. Просто в условиях отсутствия четких формулировок в законодательстве идентифицировать эту форму сложно.

Андрей Бугров, заместитель генерального директора "Глобус-лизинга":

- Прошлый год характеризовался положительной динамикой роста отрасли. Говорить, что темпы развития сокращаются, наверное, нельзя: прирост в 2006 году по отношению к предыдущему году - это несколько миллиардов долларов. Мы ожидаем роста количества сделок по программе "Малые проекты большого бизнеса", которая очень успешно зарекомендовала себя в 2006 году. Получит развитие и лизинг коммерческой недвижимости.

В 2006 году прирост по абсолютному показателю оказался самым высоким за всю историю существования рынка лизинга, однако относительный прирост оказался довольно невысоким - ниже было только в 1999, 2001 и 2005.

Алексей Лабзин, генеральный директор "Главлизинга":

- Можно отметить отсутствие революционных изменений. Рейтинг лизинговых компаний стал напоминать по стабильности рейтинг банков. Появления новых игроков в розничном сегменте в прошлом году не наблюдалось. Продолжилась тенденция по переходу к обслуживанию малого и среднего регионального бизнеса. На рынке также обозначилось массовое снижение размера авансовых платежей. Большее число лизинговых компаний стало использовать структурное финансирование при организации импортных сделок. Но, несмотря на это, лизинг до сих пор часто используется в формате проектного финансирования. Рыноклизинга развивается динамично и последовательно, однако в краткосрочной перспективе ожидать появления новых продуктовых предложений вряд ли возможно.

Вячеслав Кудрин, генеральный директор компании "Стоун-ХХI":

- Рынок лизинговых услуг в России уже сформирован. В 2006 году наблюдалось замедление темпов роста. Вместе с тем рост компании "Стоун-ХХI" по объему заключенных договоров лизинга в прошлом году составил свыше 100% по отношению к уровню 2005 года. В 2007 году, будет развиваться оперативный лизинг, в особенности транспорта, что предполагает комплексный подход к работе с клиентом, предоставление ему широкого перечня дополнительных услуг.

Владимир Коломейцев, генеральный директор Московской лизинговой компании:

- Рынок лизинговых услуг останется растущим рынком, а это означает, что конечный потребитель признал эти услуги как определенную рутинную операцию наряду с другими средствами финансирования своей производственной деятельности. Другим признаком развития отрасли является активный процесс выхода на финансовые рынки, а значит, компании должны стремиться стать открытыми, прозрачными для инвесторов. К отрицательным моментам, с точки зрения лизингодателя, можно отнести непрекращающуюся борьбу за возмещение НДС, сложное отношение со стороны контролирующих государственных органов к возвратному лизингу, а также постоянные новшества, вводимые Росфинмониторингом из-за нечеткости законодательства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка