Источник: газета «Известия»
Автор: Мария Рогачева
Опубликовано: 07.03.2007, 18:59

Первым делом самолеты, девушки!


Интересно получается: коней останавливать на скаку, в горящие избы входить - женщинам можно. Даже в космос нас иногда мужчины отпускают. Но при этом до сих пор есть профессии, куда женщинам "вход" запрещен. Например, со времен Великой Отечественной не пускали нас за штурвал самолета. И тогда мечтавшая о небе жительница Екатеринбурга Ксения Борисова пошла в суд...

Когда Ксения была еще школьницей, к ним в гости частенько захаживал знакомый семьи, по профессии пилот. И так интересно рассказывал он о своей работе, что девочка твердо решила: "Вырасту - буду водить самолеты". Окончив школу, Ксения начала обзванивать летные училища.

Пилот и пилотка - разного пола

- Я очень хотела поступить в Бугурусланское училище, - рассказала "Известиям" Ксения Борисова. - Оно ближе всех к дому, но главное, его когда-то заканчивал тот самый друг нашей семьи, благодаря которому я и захотела сесть за штурвал. Дозвонилась в училище, там мне все вежливо объяснили: какие документы нужны, когда какие экзамены. Тут я и спрашиваю: "А где у вас абитуриенты проживают?" В мужских, сообщают, казармах. "А девочки где живут?" - спросила я. И слышу: "А девочки к нам не поступают". Потом даже правила приема по почте прислали, где фраза о том, что к ним принимают лиц мужского пола, была подчеркнута красной ручкой.

В России для девочек путь в пилоты закрыт. Считается, что огромные перегрузки, которые испытывает летчик, вредны для женского здоровья и грозят бесплодием. Посему рекомендации для женщин выбрать себе другую специальность большинство российских летных училищ восприняли буквально и просто запретили принимать девушек.

Ксения попрощалась с мечтой о небе и поступила в институт на юридический. Затем пошла в аспирантуру, и как-то в ходе преподавательской практики досталась ей для обсуждения со студентами тема дискриминации.

- Про историю с летным училищем я уже забыла и рассказывала ребятам, что дискриминации у нас нет. Женщины и асфальт укладывают, и в космос летают, - вспоминает Ксения. - Тут одна студентка мне и говорит: а вы знаете, что девушек в пилоты не берут учиться? Меня как током ударило. Вспомнила я тогда Бугурусланское училище и решила оспорить их условия приема по половому признаку в суде.

Суд все претензии Ксении счел обоснованными и признал слова "лица мужского пола" в условиях приема в училище недействительными. Тогда Ксения для себя решила: посвящаю свою победу всем девушкам, чья мечта летать не сбылась. А также тем, у кого все впереди.

Правда, оптимизм Ксении руководство Бугурусланского училища не разделяет.

- В этом году принимать девушек мы точно не будем, - непреклонно заявил "Известиям" директор Бугурусланского летного училища гражданской авиации им. П.Ф. Еромасова Василий Андреев. - После судебного решения мы, конечно, задумались над правилами поступления и, возможно, изменим формулировку. Например, фразу "лица мужского пола" заменим на слово "кандидат". В федеральных авиационных правилах говорится, что кандидат на поступление в летное заведение должен быть годным по состоянию здоровья к строевой службе, а также у него должен быть военный билет или приписное свидетельство. Если девушка нам это все принесет, то, наверное, мы ее возьмем. Правда, все равно сомневаюсь, что наша врачебно-летная экспертная комиссия примет у нее документы.

"Земные" родители были в шоке

Уже четыре года как в Сасовское летное училище гражданской авиации - правда, в порядке эксперимента - ежегодно принимают по одной девушке.

- Конечно, был риск, ведь больше никто не принимает девушек, но мы решили их взять, - рассказал "Известиям" заместитель директора по воспитательной части Сасовского летного училища Юрий Знаменский. - Я за них головой отвечал. И мы не ошиблись. Девчата оказались изумительными.

В прошлом году училище с отличием окончила 25-летняя калужанка Вера Максимова. Сейчас она работает в Якутии, в городе Мирный. Летает на Ан-2, скоро пересядет на Ан-24.

- Когда я первый раз поднялась в небо на дельтаплане и пролетела над озером, поняла, что не смогу без этого жить, - рассказала "Известиям" Вера Максимова.

Истории Ксении и Веры очень похожи. После школы Вера тоже стала писать в летные училища и везде получала отказ: "Девушек на летную специальность не берем". Вера стала программистом.

- Для души в выходные ездила прыгать с парашютом, - вспоминает Вера. - И вдруг я от кого-то узнала, что в Сасове берут девушек. Выяснилось, что надо обратиться в бывшее министерство гражданской авиации. В письме я написала, что летать - мечта всей моей жизни. Через полтора месяца получаю ответ. В нем - долгое и подробное объяснение, насколько полеты вредны для здоровья, а в конце заветные строки: "Разрешаем вам в 2005 году поступать в училище на общих основаниях". Я все бросила и рванула в Рязанскую область в училище.

Девушка прошла все тесты, профотбор и поступила. Налетала 60 часов на Ан-2 и столько же на тренажерах, а получив диплом, выбрала местом работы город Мирный.

- Далеко от дома, конечно, но мне здесь интересно, - признается юная пилотесса. - Родители поначалу были в шоке. Они не верили, что я все-таки стану пилотом. Но в Мирный меня отпустили. Правда, до сих пор задают вопрос: чего тебя в небо понесло? У меня семья "земная", папа на заводе фрезеровщиком работает, а мама домохозяйка. Еще две сестры есть, но обе педагогический окончили. Но я всегда одно и то же отвечаю: "А вы мужчин-пилотов тоже об этом спрашиваете?"

Лайнер заправляют лучше парней

В училище Вера подружилась со студенткой, которая училась на курс старше. Ирина Зорина сейчас работает в авиакомпании "Атлант-Союз", пилотирует бразильский Embraer.

- Я в пилоты попала случайно, - призналась "Известиям" Ирина Зорина. - Еще будучи студенткой решила подрабатывать и устроилась стюардессой. А когда получила диплом инженера-экономиста, поняла, что это не мое. Долго думала, что же делать дальше, и решила вернуться к самолетам, только захотелось их пилотировать. Мне кажется, эта работа мозги развивает. А что касается риска для здоровья, то я не понимаю, почему мужчинам не вредно летать, а женщинам вредно. Я, например, планирую в будущем создать семью, но это не помешало мне освоить любимую профессию. Вообще, карьера и семья - это два фактора, без которых я не буду счастлива. А в пилоты женщин берут со скрипом, потому что мужчины бояться, что мы их из этой профессии вытесним.

Преподаватели Сасова не без гордости говорят о том, что их выпускницы дадут фору любому пилоту.

- Такие пилоты, как Ирина и Вера, лучше любых парней, - говорит Юрий Знаменский. - Они знают, зачем пришли, прекрасно летали. Видели бы вы, как Вера самолет заправляет! Быстрее любого мужчины. У нас даже иностранки обучались. Одна девушка из Германии, а вторая из Кении. Взяли мы их только после того, как они выучили русский язык. Такая вот экзотика.

Преподавательский состав Сасова и сами вчерашние курсантки поступок Ксении Борисовой поддержали. Теперь девушку с характером приглашают в Сасово учиться.

- Я поступать уже никуда не буду, - говорит Ксения Борисова. - У меня дочка родилась, ее надо растить. Может, она, когда вырастет, и захочет стать пилотом. Тогда ей будет открыта дорога.

Сейчас в Сасовском училище обучается летному делу пятая по счету девушка-пилот. Она грезит небом, штурвалом и уверена, что сможет добиться успеха. В училище в этом никто и не сомневается.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 7 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Ан-2, Ан-24Б, АН-24, Космос (в процессе тестирования)