Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Игорь Лесовских
Опубликовано: 09.03.2007, 12:04

Милиционеры сели за посадку самолета

по ложному сообщению о теракте


Октябрьский райсуд Екатеринбурга вынес приговор двум сотрудникам Средне-Уральского УВД на транспорте (СУВДТ), обвиняемым в ложном сообщении о готовящемся теракте на самолете Ту-134 авиакомпании "Пулково" в прошлом году. Полковник Ахматзия Мухаметханов и капитан Александр Закиров, из-за чьих действий лайнер был вынужден вернуться в аэропорт "Кольцово", отправились в колонию-поселение.

Для оглашения приговора судье Сергею Кириллову потребовалось четыре часа. За это время он вновь воспроизвел картину происшедшего в ночь с 4 на 5 февраля 2006 года. Тогда, согласно мотивировочной части приговора, начальник линейного отдела внутренних дел аэропорта "Кольцово" полковник милиции Ахматзия Мухаметханов и его помощник капитан Александр Закиров провожали в Санкт-Петербург знакомых своего начальника - главы СУВДТ генерала Валерия Алешина. Знакомыми оказались бизнесмены - гендиректор Масложирового комбината Григорий Забровский и директор ООО "Пакпринт" Василий Загородний. Прибыв в аэропорт "Кольцово", предприниматели с помощью сотрудников ЛОВД "Кольцово" прошли первичную регистрацию на самолет "Пулково", следовавший рейсом Екатеринбург-Санкт-Петербург-Калининград. После этого господа Забровский и Загородний в сопровождении полковника Мухаметханова ожидали посадку на самолет в кафе гостиницы "Лайнер", которая расположена на территории аэропорта "Кольцово". По показаниям свидетелей, бизнесмены употребляли алкогольные напитки и в конечном итоге опоздали на рейс. Когда бизнесмены в микроавтобусе для VIP-персон прибыли на место посадки, самолет уже начал выруливать на взлетно-посадочную полосу. Бизнесменов отвезли в гостиницу аэропорта, где полковник Ахматзия Мухаметханов снял им номер.

После этого начальник ЛОВД "Кольцово" приказал своему подчиненному Александру Закирову вернуть самолет, чтобы посадить гостей. Тот позвонил в диспетчерскую службу аэропорта и сообщил о том, что ЛОВД якобы получило анонимное сообщение о взрывчатке и оружии на борту лайнера, в связи с чем его необходимо срочно досмотреть. В это время самолет уже пролетал над Пермским краем. Диспетчерская служба требовала подтверждения полученной информации, но полковник Мухаметханов еще раз лично продублировал это сообщение.

Получив информацию об угрозе взрыва, экипаж Ту-134А развернул самолет с 40 пассажирами на борту, который в тот момент уже находился над Пермью, и совершил экстренную посадку в Екатеринбурге. После того как воздушное судно было досмотрено, опоздавшие бизнесмены смогли занять свои места и улететь в Санкт-Петербург.

Как установило следствие, для сокрытия своих действий капитан Закиров заставил написать младшего оперуполномоченного Буровцова рапорт о том, что тот принял сигнал о взрывчатке и оружии на борту взлетевшего самолета от неизвестного лица. Но, как оказалось, на телефонный номер, указанный в рапорте, в ту ночь не поступало ни одного звонка.

Стоит отметить, что в своих показаниях Григорий Забровский и Василий Загородний пояснили, что события того дня не помнят, а из сотрудников ЛОВД имели "шапочное" знакомство только с полковником Мухаметхановым, а также с генералом Алешиным. Сам начальник СУВДТ в беседе с корреспондентом Ъ признал, что знаком с одним из питерских бизнесменов, но при этом считает, что в ту ночь произошло два независимых друг от друга события: появилось сообщение о взрывчатке на борту самолета и именно на этот рейс опоздали господа Забровский и Загородний. "Кроме того, согласно инструкциям, решение об изменении маршрута может принимать только командир экипажа, и в данном случае самолет мог лететь дальше с обязательным досмотром после посадки в Санкт-Петербурге",- указал генерал Алешин, который по этому делу проходил в качестве свидетеля.

Но суд, рассмотрев все материалы дела, признал полковника Мухаметханова и капитана Закирова виновными по ст. 207 ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма"), ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") и ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"), приговорив обоих к одному году и девяти месяцам заключения с отбыванием наказания в колонии-поселении. Кроме того, они должны выплатить 173 тыс. руб. авиакомпании "Пулково" (теперь ГТК "Россия") за причиненный их действиями ущерб.

После оглашения приговора осужденные заявили журналистам, что дело было сфабриковано. "На свидетелей оказывала давление Генпрокуратура. Например, Буровцову сказали, что если он хочет избежать уголовной ответственности, то должен дать показания против нас",- уверенно сказал журналистам Александр Закиров. По его мнению, дело было сфабриковано специально, чтобы опорочить СУВДТ.

Адвокаты милиционеров уже заявили, что обвинительный приговор будет обязательно обжалован в вышестоящей инстанции. Не исключает подачи кассационной жалобы и гособвинение. Его представитель Роза Шахрай, которая требовала приговорить подсудимых к четырем годам лишения свободы, сообщила Ъ, что окончательное решение будет принято после получения копии приговора.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 9 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Международный аэропорт Кольцово, Капитан, Ту-134, Ту-134А (в процессе тестирования)