Источник: сайт «Страна.Ру»
Опубликовано: 09.03.2007, 19:02

Холдинги вместо кастрюль

Отраслевые объединения в ВПК могут привести к созданию монополистов


Военно-промышленный комплекс России должен стать локомотивом инновационного прорыва в стране. Так считает первый вице-премьер Сергей Иванов, недавно оставивший пост главы Минобороны и по поручению президента сконцентрировавшийся на экономических вопросах. Теперь это не только оборонка, за которую Иванов отвечал в качестве главы Военно-промышленной комиссии при правительстве и Объединенной авиастроительной корпорации, но и гражданский сектор. Его развитие и предстоит осуществлять за счет диверсификации военной составляющей.

Цены растут

"Россия - мировой лидер в 10-15 из 50 существующих в настоящее время суперважных технологий, - считает Сергей Иванов. - ВПК остается локомотивом именно высоких технологий, экономики, знаний практически во всех странах мира. И мы здесь не исключение, поскольку больше половины всего научного потенциала страны до сих пор сосредоточено в области оборонно-промышленного комплекса".

Прошедший год стал для российского ВПК поворотным. Впервые за последние годы оборонка не просто получила деньги на производство современных вооружений и военной техники. Ей была поставлена задача - перейти от создания единичных образцов к серийному производству. Как известно, на оснащение Вооруженных сил новой и модернизированной техникой в течение ближайших десяти лет будет выделено более 5 трлн рублей, из которых 63% будут направлены на приобретение новой техники, а 37% - на модернизацию имеющейся. Впечатляющи цифры гособоронзаказа по линии Министерства обороны и на этот год: объем средств составит 302,7 млрд. рублей, большая часть которых должна опять же пойти на закупку новой военной техники и вооружений. Достаточно сказать, что, по сравнению с 2006 годом, отведенная на эти цели сумма возросла на 22%. Но если с денежной составляющей этих амбициозных планов нет никаких проблем, то по поводу гарантий надежности и качества производимой техники возникает масса вопросов.

По данным Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго, треть предприятий оборонки - де-факто банкроты. В финансирование исследований в России вкладывается в 10 раз меньше, чем в развитых странах, те же неутешительные цифры и по инвестициям в основные фонды - они в пять раз меньше, чем в других странах того же уровня вооружений. В пять раз ниже у нас и затраты на подготовку кадров, а производительность труда, к примеру, вообще побивает "печальные рекорды" - она ниже в 10 раз. Основные фонды российских оборонных предприятий изношены на 80 %. Несомненным следствием всех этих процессов и становится падение качества военной продукции и рост ее конечной цены. В Минэкономразвития говорят, что головная атомная подводная лодка проекта 955 класса "Борей" (для нее сейчас создается стратегический ракетный комплекс "Булава") несколько лет назад стоила чуть ли не в три раза дешевле аналогичной субмарины, что заложена на стапелях Северодвинского завода в этом году. Новая стратегическая ракета "Тополь-М" за два последних года выросла в цене также в три раза. И так практически по каждому показателю.

Служба и Агентство

Решение этой проблемы отчасти видится в создании крупных интегрированных холдингов. Только за последнее время была сформирована единая авиастроительная корпорация, принято решение о создании двух судостроительных холдингов, обсуждается вопрос создания подобной структуры в области бронетанковой техники. В рамках подобных тематических объединений, как считают в правительстве, удастся жестче контролировать расходование средств. Тем более, что эта задача будет поручена сразу двум самостоятельным подразделениям: Федеральному агентству по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств в интересах всех силовых ведомств и Федеральной службе по государственному оборонному заказу.

"Мы создаем единую стройную систему, когда у заказчиков, то есть силовых ведомств, остается функция по определению того, что надо заказывать и в каких объемах формировать гособоронзаказ, - пояснил предназначение Службы структуры Сергей Иванов. - А Агентство будет осуществлять функции услуг - то есть размещать этот заказ, заключать контракты, финансировать их и спрашивать с поставщиков за исполнение сроков поставок и качество продукции. На Агентство возлагается очень серьезная ответственность, поскольку оно будет реально распоряжаться сотнями миллиардов рублей в год. Оно будет полностью гражданским, тем самым, с людей в погонах снимается обязанность по распределению огромных финансовых средств". В этом, по мнению экс-министра обороны, отчетливо просматривается антикоррупционную составляющая системы: чиновникам от ведомств уже гораздо сложнее станет заказывать ту или иную технику или оружие по ценам, по которым могли специально договориться представители обеих сторон.

Опыт 90-х не повторят

Необходимость объединения системы заключения контрактов и обеспечение выполнения гособоронзаказа для всех силовых структур перед военными поставил президент Владимир Путин еще два года назад в обращении к Федеральному Собранию. С тех пор Минобороны смогло создать единый для всех силовиков орган поставок вооружений, военной и специальной техники, осуществляющий поставку материальных средств в интересах всех силовых структур. Нынешняя задача еще более радикальная - объединить в единую структуру, фактически воссоздав Министерство оборонной промышленности, все заказывающие структуры силовых ведомств страны.

В Минобороны отмечают, что создание единого для всех силовиков органа поставок вооружений, военной и специальной техники и Службы тыла уже принесло миллиарды рублей экономии. В ходе заказов практически полностью были исключены дублирующие друг друга закупки того или иного имущества, которое теперь закупается по единой для всех цене. Так что, как уверен Сергей Иванов, эффект от деятельности Агентства будет также весьма весомым. Тем более, что ничего нового создавать, собственно, не придется. Просто всех тех, кто сегодня занимается вопросами гособоронзаказа в силовых ведомствах, оденут в штатское и объединят в один рабочий организм.

Федеральная служба по государственному оборонному заказу, в свою очередь, станет своеобразной "счетной палатой", контролирующей вопрос расходования средств. Как надеется Сергей Иванов, успешное реформирование системы управления военной промышленностью позволит не только обновить к 2015 году на 45 % парк вооружений и военной техники российской армии, но и создать условия для ее диверсификации в гражданскую область. Причем, сделать это не так, как в начале 90-х годов прошлого века, когда лишенные госзаказа военные предприятия вынуждены были производить товары народного потребления вроде титановых лопат, термосов и кастрюль, а применительно к высокотехнологичным областям. Например, как это делает сегодня компания "Сухой", создающая пассажирский авиалайнер мирового класса. Или когда, за счет рассекречивания информации с космических аппаратов навигации, связи и даже разведки, создаются удобные приборы для широкого круга гражданских пользователей.

Проблемы объединения

Впрочем, создание холдингов имеет и оборотную сторону. Как отмечают эксперты, авиастроители, например, объединяются только с одной целью - чтобы за счет более коммерчески успешных военных фирм, таких, как "Сухой" и "МиГ", вытянуть гражданскую авиацию. То есть банально перераспределить средства, заработанные одними, на покрытие издержек других. Есть и другая проблема. В рамках Объединенной авиастроительной компании, как было обещано, будет определен модельный ряд продукции, имеющей не только рыночные перспективы, но и исключающей конкуренцию похожих проектов разных фирм. На деле же все наоборот. Фирма "Сухой" выиграла тендер на разработку истребителя 5-го поколения и создает под государственные гарантии и кредит гражданский пассажирский самолет. В то же время, тем же самым занялся и "МиГ". По словам руководства компании, за собственные деньги. На самом деле, как стало известно на прошлой неделе, - за государственные. То есть конкуренция, как была, так и остается, а государство, как спонсировало производителей, так и будет это делать, несмотря на то, что два производителя делают одну и ту же работу.

Кроме того, отраслевое объединение ведет и к другим проблемам. Главная из них видится в том, что со временем некоторые из холдингов станут абсолютными монополистами в производстве тех или иных продуктов оборонки. И если в авиастроении еще есть место конкуренции, то, например, в подводном кораблестроении или на бронетанковом производстве ожидать этого не приходится. В стране только один завод строит атомные подводные лодки, и также один - танки. Понятно, что в этих условиях ни о каком снижении цены конечных изделий говорить не придется. Еще опаснее, что производитель попросту будет навязывать покупателю продукцию, исходя из принципа "бери, что есть, другого не будет".

Впрочем, нынешняя ситуация для России практически безвыходная. С одной стороны, присутствует опасность полной потери производства высокотехнологичной продукции. С другой - возникновение безальтернативных предложений. Как бы там ни было, процесс создания крупных интегрированных структур в военно-промышленном комплексе только начался, и говорить о том, как они будут работать в дальнейшем, наверное, пока некорректно. И, как всегда, остается только надеяться, что укрупнение интеллектуальных и производственных возможностей все-таки позволит нам выйти из существующего кризиса оборонно-промышленного комплекса страны.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 9 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Страна.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Авиационная холдинговая компания "Сухой" (в процессе тестирования)