Источник: газета «Независимая газета»
Автор: Владимир Мухин
Опубликовано: 12.03.2007, 18:20

Авиационные перспективы туманны

Узбекистан с помощью России пытается реанимировать самолетостроение


На фоне активных контактов с Узбекистаном в нефтегазовой сфере Россия, похоже, дает Ташкенту шанс развить и собственное авиапроизводство. В условиях экономической блокады со стороны некоторых стран Запада и США Москва протянула руку помощи режиму Ислама Каримова. Как сообщила на днях пресс-служба главы российского государства, президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, в котором поручил правительству принять решение о подготовке межправительственного соглашения с Узбекистаном о сотрудничестве в создании ООО "УзРосавиа". По словам главы Роспрома Бориса Алешина, сопровождавшего премьера Михаила Фрадкова 7 марта во время визита в Ташкент, данное совместное российско-узбекское предприятие уже в этом году должно начать ремонт в Чирчике (промышленный город в 20 км восточнее узбекской столицы) вертолетов Ми-8 и Ми-24. Кроме этого между Москвой и узбекским правительством продолжается диалог о возможном вхождении Ташкентского производственного авиационного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ) в создаваемую в России Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Об этом сообщил сам глава российского правительства, подводя итоги своего визита в Узбекистан.

На первый взгляд, данные шаги в вопросах российско-узбекского авиационного сотрудничества вселяют оптимизм. Однако вряд ли создаваемое в Чирчике СП по ремонту военно-транспортных вертолетов принесет Узбекистану большие экономические дивиденды. По словам Алешина, данный проект будет поддерживаться финансово узбекским правительством, так как ремонт авиатехники является малодоходным видом деятельности.

Почему Узбекистан пошел на создание такого предприятия - вполне понятно. Основу Вооруженных сил Узбекистана, на которые руководство страны тратит почти 5% от ВВП страны, составляют десантно-штурмовые бригады. У них на вооружении и состоят военно-транспортные вертолеты Ми-8 и ударные - Ми-24. В условиях горно-пустынной местности это оптимальный вариант. По словам Бориса Алешина, не исключено, что в Чирчике со временем будет развернуто и производство новых вертолетов.

Между тем перспективы другого российско-узбекского авиационного проекта по использованию ТАПОиЧ менее оптимистичны. Находясь в Ташкенте, Фрадков никоим образом не гарантировал возможное вхождении ТАПОиЧ в ОАК. По его словам, "это вопрос острый и непростой, потому что нужно загрузить тогда завод (ТАПОиЧ. - "НГ"), дать некие гарантии".

Завод пока загрузить есть чем. Узбекистан - единственная (кроме Украины) в СНГ республика, которая после распада СССР сохранила на своей территории авиапредприятия, производящие самолеты. Правда, пока на ТАПОиЧ собираются тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76, на 90% состоящие из российских комплектующих. В советский период в Чирчике было собрано не менее 1000 самолетов этого типа. Хотя за последние 15 лет, по оценкам экспертов, в Ташкенте произведено не более двух десятков Ил-76. "Завод во многом утратил свою способность быстро и качественно производить самолеты, поэтому принято решение о переносе производства Ил-76 на территорию России", - рассказывает бывший сотрудник конструкторского бюро на ТАПОиЧ Роберт Тен.

Это в Ташкенте подтвердил и сам Фрадков. "Мы этим тоже занимаемся - переносом и созданием производственной базы в Ульяновске, но несколько лет потребуется для того, чтобы выполнять существующие контракты", - отметил он. По его мнению, авиационное предприятие в Ташкенте "работающее, но его перспективы необходимо трезво оценить".

При этом постановление правительства РФ о переносе производства Ил-76 в Россию подписано еще в декабре прошлого года. Предполагается, что для производства Ил-76 будут созданы стапеля на ульяновском "Авиастаре". На эти цели правительство РФ выделит до 2009 года 6,4 млрд. руб. Начало серийной сборки ульяновским ЗАО "Авиастар-СП" запланировано на 2010 год, с 2012 года ульяновский завод должен выпускать ежегодно по десять самолетов типа Ил-76МД и Ил-76МФ.

Как заявил "НГ" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, вряд ли российское руководство пойдет на включение ТАПОиЧ в ОАК. "На Ташкентском авиапредприятии почти не осталось квалифицированных специалистов. Завозить их туда из России никто не будет. Пока не построят стапеля на "Аваиастаре", ТАПОиЧ будет участвовать в производстве Ил-76. Когда же все сборочное производство будет создано в России, с точки зрения элементарной экономики нет никакого резона производить эти самолеты в Ташкенте", - считает эксперт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 12 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ил-76 МД, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Авиастар - самолетное производство, Ан-124-100 Руслан, Объединенная авиастроительная корпорация, Ми-8, Ил-76, Самолетостроение (в процессе тестирования)