Источник: газета «Финансовые Известия»
Опубликовано: 13.03.2007, 14:41

Президент ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" В.Субботин: Наш самолет - это принципиально новая платформа


ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" - создатель семейства самолетов SuperJet-100 - объявило о размещении облигационного займа. Полученные средства будут вложены в дальнейшую реализацию проекта SuperJet-100. Создание SuperJet-100 является самым амбициозным и перспективным проектом российского авиастроения. Компания выступает интегратором проекта, в котором участвуют более 20 лидеров мирового авиапрома. Стратегический партнер программы - итальянская компания Alenia Aeronautica. О ходе реализации проекта с президентом ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), компании - создателя самолета SuperJet-100 Виктором Субботиным беседует корреспондент "Известий" Алена Нариньяни.

Сегодня ЗАО "ГСС" ассоциируется прежде всего с проектом SuperJet-100. На каком этапе создание самолета сегодня?

Мы работаем в соответствии с графиком программы. В конце января из Комсомольска в ЦАГИ был доставлен первый SuperJet-100. Этот самолет предназначен для статических испытаний, которые вскоре начнутся. Сейчас наша основная задача - обеспечить тот объем испытаний, который позволит осуществить первый вылет в конце этого года, а после - завершить полномасштабные испытания самолета SuperJet-100. Параллельно в Комсомольске и Новосибирске идет производство первых летных машин и ведется работа по техническому перевооружению заводов с тем, чтобы в 2010 году выйти на проектную мощность в 60, а в 2011-м - в 70 самолетов.

Каковы перспективы дальнейшего развития этого проекта?

Программа SuperJet-100 уникальна тем, что помимо самого самолета в рамках проекта создается принципиально новая технологическая и управленческая инфраструктура, а также система послепродажной поддержки, ведь создание самолета - это организация полноценной инфраструктуры бизнеса вокруг реализации проекта. В качестве возможных направлений мы рассматриваем различные модификации самолета, например, изучаем линию так называемых бизнес-джетов - самолетов, предназначенных для деловой авиации, и перспективу продолжения модельного ряда самого семейства SuperJet-100. Не нужно забывать, что, в отличие от продуктов других производителей, наш самолет - это принципиально новая платформа, оптимизированная под 100-местный сегмент. Это позволяет нам анализировать возможность создания 110-местной версии, сохранив при этом максимальную унификацию с остальными членами семейства. Интересно, что с просьбой рассмотреть этот вариант самолета к нам на одной из встреч Консультационного совета авиакомпаний обратились сами авиаперевозчики. Сегодня мы совместно с нашими партнерами изучаем рынок.

Сейчас ваша компания развивается очень стремительно. Как вы боретесь с "болезнями роста"?

Компания "ГСС" начала развиваться бурными темпами еще в 2002 году, когда проект SuperJet-100 только начал набирать силу.

Наши "болезни роста" нетипичны для российского авиапрома. Как я уже говорил, программа SuperJet-100 - это принципиально новая, ориентированная на международный рынок технологическая и управленческая инфраструктура. Это новые бизнес-компетенции, внедрить которые мы должны с максимальной эффективностью, и что сложнее всего - в максимально сжатые сроки. И здесь нам очень помогла консультационная поддержка компании "Боинг", благодаря которой мы сегодня применяем так называемый гейтовый подход к реализации этапов программы. В формате интервью вряд ли возможно исчерпывающе описать эту систему, приведу лишь ряд примеров. Например, мы впервые в практике авиастроения параллельно вели проектирование самолета, подготовку производства, процесс продаж и разработку системы послепродажной поддержки, что позволило нам сократить сроки проектирования и разработки почти на два года и значительно снизить трудоемкость. Сборочное производство мы запустили только тогда, когда у нас появилось необходимое количество твердых заказов на самолет. Все это стало возможным благодаря сквозному применению цифровых технологий - от проектирования до производства. И в этом смысле мы тоже первопроходцы.

Любой масштабный проект - это всегда некая система взаимоотношений между разработчиком, поставщиком, производителем... Как у вас развивается эта схема отношений и какова система ее управления?

Система управления программой очень сложная, поскольку в проекте участвуют более 20 западных компаний-поставщиков - лидеров мирового авиастроения. Это абсолютно другая культура ведения бизнеса. Объединить все эти компании в единую команду удалось на этапе совместного определения облика продукта. Инженеры и менеджеры всех основных поставщиков работали в Конструкторском центре ГСС вместе с нашими специалистами. Конечно, были трудности, но основную работу по компоновке самолета и разработке цифрового макета мы выполнили. Благодаря цифровым технологиям сегодня все наши поставщики, производство и Конструкторский центр существуют в едином информационном пространстве, позволяющем максимально быстро в режиме on-line отслеживать малейшие нестыковки и корректировать их.

Кроме того, нам пришлось провести всеобъемлющее реформирование организационной структуры компании, чтобы адаптировать ее к бизнес-практикам, принятым в мировом авиастроении.

В июне прошлого года у ГСС появился стратегический партер - Alenia Aeronautica, выразившая намерение приобрести 25% акций плюс одна акция ГСС. Условия нашего партнерства предполагают, что Alenia примет участие в финансировании программы в формах и объемах, пропорциональных доле участия в ЗАО "ГСС". Так как изначально мы были нацелены на привлечение к проекту стратегических партнеров и инвесторов, то уже в 2005 году компания провела реформу корпоративного управления. Сформирован профессиональный совет директоров с участием независимых членов. Такие преобразования позволили более эффективным образом разделить уровни стратегического и оперативного управления в компании.

Каков сейчас формат вашего сотрудничества с компанией Alenia Aeronautiсa? Каковы его перспективы?

На сегодняшний день мы определяем окончательный периметр будущей сделки. Специалисты Alenia консультируют нас по отдельным техническим и коммерческим вопросам. В дальнейшем мы планируем организовать на паритетной основе совместное предприятие по продажам самолета на мировом рынке и его послепродажному обслуживанию, а также создать поставочный центр в Европе. Alenia предоставит нам свои ноу-хау, инфраструктуру продаж и послепродажного обслуживания, окажет содействие в обеспечении финансирования продаж за счет привлечения экспортных кредитов и гарантий. Также компания примет участие в программе сертификации самолета по международным стандартам. В перспективе мы рассматриваем сотрудничество с Alenia Aeronautiсa в сфере композиционных материалов, где наш итальянский партнер - бесспорный лидер. Как известно, Alenia является поставщиком агрегатов из композитов на перспективный самолет "Боинг-787".

Появление крупного иностранного партнера предполагает, что компания выходит на мировой рынок?

Мы изначально ориентировали свой продукт на международный рынок. На российский сектор приходится около 30% от планируемого объема продаж SuperJet-100. Использование только внутреннего рынка не позволило бы нам оправдать реализацию такой капиталоемкой программы, как SuperJet-100. Важнейший элемент нашей стратегии - привлечение стратегических партнеров и инвесторов - это прямое следствие намерения ГСС выйти на международный рынок.

Разумеется, наши первые заказчики - российские авиакомпании. На сегодня у ГСС уже имеются твердые контракты на поставку 61 самолета. Но с самых начальных этапов проекта - с 2003 года - мы работаем с мировыми авиаперевозчиками в рамках Консультационного совета авиакомпаний. Привлечение потенциальных заказчиков уже на этапе разработки - это еще одна отличительная черта проекта SuperJet-100. Взаимодействие на столь ранней стадии позволяет нам учесть все объективные рекомендации в конечном продукте, обеспечив максимальное соответствие ожиданиям заказчиков. Надеюсь, что в скором времени мы заключим первые контракты на SuperJet-100 с зарубежными покупателями.

Ваша компания объявила о размещении облигационного займа. Как вы прокомментируете это?

Действительно, 25 декабря совет директоров компании принял решение о размещении облигационного займа. А 21 февраля ФСФР зарегистрировала выпуск и проспект ценных бумаг. Основная цель займа - привлечение в проект широкого пула инвесторов и формирование публичной кредитной истории компании. Средства, полученные от размещения облигаций, будут направлены на реализацию программы SuperJet-100.

Справка "Известий"

ЗАО "Гражданские самолеты Сухого"
- дочернее предприятие ОАО "Компания "Сухой". Основано в 2000 году для реализации проектов в области гражданской авиатехники. Стартовым проектом компании является программа по созданию нового семейства российских самолетов SuperJet-100.

ГСС полностью отвечает за весь жизненный цикл продукта: проектирование и разработку, маркетинг и продажи, производство, сертификацию и послепродажное обслуживание. В настоящий момент в компании с учетом филиалов на серийных заводах в Комсомольске и Новосибирске работает порядка 1500 человек. ГСС выступает интегратором проекта, в котором принимают участие более 20 ведущих поставщиков систем и комплектующих - лидеров мировой авиаиндустрии. С 2006 года стратегическим партнером по проекту является итальянская компания Alenia Aeronautica. Компания PowerJet - поставщик силовой установки - риск-разделенный партнер программы. Общий объем твердых заказов от российских авиакомпаний на поставку Sukhoi SuperJet-100 - 61 самолет. Подписаны контракты с ОАО "Аэрофлот" (30 самолетов), Финансовой лизинговой компанией (10 самолетов), альянсом Air Union (15 самолетов) и "Дальавиа" (6 самолетов).

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 13 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Гражданские cамолеты Сухого, Дальавиа, Авиационная холдинговая компания "Сухой", Элемент, SSJ-100, Завод аэродромного оборудования, Аэрофлот - российские авиалинии, Компания Boeing в России и СНГ, Самолетостроение (в процессе тестирования)