Источник: газета «Ведомости»
Автор: Роман Дорохов
Опубликовано: 13.03.2007, 15:11

Путин указал ориентиры

Системе ГЛОНАСС приказано стать массовой


Российские власти обещают разработать к концу 2007 г. планы коммерческого использования отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Владимир Путин считает, что ГЛОНАСС должна стать более качественной и дешевой заменой американской GPS. Чтобы осуществить эти планы, государству придется сделать первый шаг и стать крупным заказчиком этих услуг, считают эксперты.

Системы спутникового позиционирования проектировались в США и СССР для военных целей. Американская GPS и отечественная ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) заработали в 1995 г. Из-за недофинансирования ГЛОНАСС к 2001 г. на орбите осталось шесть из 24 спутников системы, но впоследствии государство одобрило ФЦП "Глобальная навигационная система на 2001-2011 гг." с бюджетом 7 млрд. руб. Над созданием систем спутникового позиционирования, аналогичных GPS, работают также в Европе (проект Galileo) и Китае (Beidou).

Российские чиновники озаботились созданием бизнес-модели для работы ГЛОНАСС. Как заявил вчера за совещании в Кремле первый вице-премьер Сергей Иванов, государство готово финансировать поддержание орбитальной группировки и наземных опорных систем распространения сигнала ГЛОНАСС, а задача бизнеса - продвигать услуги этой системы на массовом рынке, продавая приемники и карты. Иванов пообещал российскому президенту Владимиру Путину, что представит до конца марта конкретные предложения по коммерциализации системы, которые сейчас готовит дирекция по управлению проектом коммерческого использования ГЛОНАСС - в нее входят представители Роскосмоса, Мининформсвязи, Роскартографии, Роскадастра и российских IT-компаний. Полноценную работу система ГЛОНАСС возобновит в 2008 г., уточнил первый вице-премьер. Тем временем правительство уже начало готовить проект президентского указа, который обяжет госкомпании использовать приемники обеих систем позиционирования - ГЛОНАСС и GPS.

На "здоровый экономический патриотизм наших потребителей, прежде всего государственных", рассчитывает и Путин. Система ГЛОНАСС должна работать на рыночных условиях - об этом, как следует из официальной стенограммы, заявил президент. А чтобы пользователи выбирали именно ГЛОНАСС, "эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS, дешевле и лучше по качеству".

Чтобы в России использование спутниковой навигации стало массовым, ее необходимо окончательно легализовать, замечает Сергей Миллер, президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг. Еще в конце прошлого года Сергей Иванов заявлял, что Генштаб снял прежние ограничения на использование в России карт и устройств позиционирования с точностью свыше 30 м. Но указ об этом не был опубликован и имеет гриф "секретно", говорит Миллер. В результате бизнесмены пока не решаются работать в России со спутниковой навигацией - например, японские автоконцерны не поставляют к нам автомобили с GPS-устройствами, сетует Миллер. По его оценке, продажи GPS-устройств в России сейчас не превышают $100 млн. в год.

ГЛОНАСС может стать локомотивом для российской радиоэлектронной отрасли, если государство гарантирует госзакупки у отечественных предприятий, считает руководитель бизнес-направления микроэлектронных решений компании "Ситроникс" Геннадий Красников. "Нужен госзаказ, рядом с которым может появиться множество коммерческих заказов, предприятия будут смелей инвестировать в разработки систем на базе ГЛОНАСС", - соглашается гендиректор зеленоградского завода "Ангстрем" Анатолий Сухопаров. Он считает, что ГЛОНАСС окажется дешевле GPS: ведь труд российских разработчиков обходится дешевле, чем западных. Но отдавать приоритет российской системе имеет смысл лишь в тех проектах, где невозможно использовать иностранную продукцию - например, в оборонной отрасли, полагает Миллер.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 13 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 13 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей (в процессе тестирования)