Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Андрей Корбут
Опубликовано: 14.03.2007, 15:52

Дели нам в помощь...

Слухи о превращении аэродрома Айни в индийскую военную базу преувеличены


Важное геополитическое положение Таджикистана, где размещена самая крупная российская военная зарубежная группировка, привлекает не только США и страны НАТО, но и новые азиатские державы, которыми уже по праву считаются Индия и Китай. И если Пекин пока решается лишь на помощь Таджикистану в финансовом и военно-техническом плане, то Дели, похоже, вместе с военной помощью режиму Эмомали Рахмонова не прочь укрепиться там и на долговременной основе путем создания военно-воздушной базы.

Данные планы не типичны для Дели, так как индийцы на зарубежном уровне размещают свои воинские контингенты только в многонациональных силах ООН. Впрочем, в начале антитеррористической войны в Афганистане Индия негласно помогала Северному альянсу (антиталибские афганские формирования, состоявшие в основном из местных таджиков и узбеков), построив в таджикском Пархаре военный госпиталь, где лечились афганские бойцы, воевавшие против талибов.

Пархар - это аэродром, откуда официальный Душанбе осуществлял военную помощь Северному альянсу. Москва, заинтересованная в поддержке антиталибской коалиции и приходе в Кабул протаджикских и проиранских сил, фактически приветствовала помощь Северному альянсу со стороны США, НАТО, а также Индии. Как писала в прошлом году делийская газета Jane"s Defense Weekly"s, Индия снабдила антиталибские афганские формирования техникой для ведения войны в горных условиях на сумму 8 млн. долларов. Северный альянс также получал консультации от индийских советников. Техники Исследовательского центра авиации из Исследовательско-аналитического крыла (внешняя разведка Индии) отремонтировали советские вертолеты Ми-17 и Ми-35, которые стояли на вооружении антиталибской группировки. Тогда, в 2002-2003 гг., формирования афганских таджиков и узбеков одерживали важные победы над талибами, и поэтому в Москве "спокойно" отнеслись к развернувшемуся в то время военному сотрудничеству между Дели и Душанбе. Поэтому Кремль не был против начавшейся несколько лет назад модернизации на индийские деньги военного аэродрома в Айни.

Аэродром Айни расположен близ города Гиссара - это 25 км на запад от Душанбе. До распада СССР здесь был вертолеторемонтный завод со взлетно-посадочной полосой. Однако после 1991 г. он не эксплуатировался. Хотя в целях безопасности военный объект Айни для дислокации приспособлен хорошо - скрытен, находится в малолюдной местности. В последнее время, особенно после визита в Дели в августе 2006 г. президента Эмомали Рахмонова, в индийских СМИ стала подниматься тема о превращении Айни в военно-воздушную базу. Это якобы будет первый большой индийский военный объект за пределами страны. Газета Asia Times, к примеру, утверждала, что Индия строит три ангара в Айни, два из которых будут эксплуатироваться индийской авиацией. И, мол, там Индия разместит 12 боевых самолетов МиГ-29. А совсем недавно индийский еженедельник The Sunday Express проанонсировал якобы завершение такого строительства, отметив, что эта модернизация обошлась индийской казне в 800 млн. рупий (примерно 19,5 млн. долларов). В публикации также утверждалось, что Комитет начальников штабов дал свое согласие на использование национальными Вооруженными Силами восстановленной в Таджикистане авиабазы. По сообщению The Sunday Express, правительство страны вот-вот примет окончательное решение на этот счет и планирует разместить в Айни эскадрилью вертолетов Ми-17 V1.

Заметим, что никакой подтверждающей официальной информации по фактам, изложенным в этой статье, индийская сторона не представила. А вот начальник управления по международному сотрудничеству Министерства обороны Таджикистана Маруф Хасанов почти полностью опроверг факты, изложенные в The Sunday Express. "Работы на аэродроме еще много, и, возможно, восстановление продолжится еще год-полтора, - подчеркнул он. - Информация о том, что авиабаза готова и на ней будут базироваться индийские вертолеты, является абсолютной "уткой". Между Таджикистаном и Индией не было подписано соглашений о военном сотрудничестве. Все, что мы имеем на сегодняшний день, это договор о содействии в реконструкции военного аэродрома Айни, подписанный в 2002 году. Но данный документ не предусматривает использования аэродрома индийскими Вооруженными Силами. Возможно, что после завершения реконструкции на базе будет открыт учебный авиационный центр, но пока этот вопрос на стадии обсуждения".

Откликнулся на публикацию в The Sunday Express и глава управления информации таджикского МИД Игорь Саттаров. "Вопрос эксплуатации военного аэродрома Айни до сегодняшнего дня не имеет официального решения, поэтому любые политические спекуляции в СМИ вокруг этого вопроса неуместны", - заявил он. Еще более категоричен был официальный представитель Министерства обороны республики Фаридун Махмадалиев. Он сказал, что Таджикистан не планирует размещать на своей территории индийскую авиабазу, равно как и любые другие иностранные военные базы, кроме уже имеющейся российской. В этой связи начальник пресс-службы 201-й российской военной базы в Таджикистане подполковник Павел Конев заявил "ВПК", что совсем скоро российская авиационная группа, дислоцированная сейчас вместе с французскими военными самолетами в аэропорту Душанбе, может передислоцироваться в Айни. Это, по словам офицера, определено базовым договором между нашими странами о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана.

Напомним, в январе этого года в Таджикистане побывал командующий 5-й армией ВВС и ПВО (штаб дислоцирован в Екатеринбурге) генерал-лейтенант Вадим Волковицкий, который вел конкретные переговоры о совместной эксплуатации аэродрома Айни. Как сообщил посол РФ в Душанбе Рамазан Абдулатипов, "реконструкция данного аэродрома - это таджикско-индийский проект, но обе стороны пригласили участвовать в нем и Россию". Ранее главком ВВС России Владимир Михайлов заявлял, что, кроме таджикских вертолетов, в Айни будут дислоцироваться шесть российских штурмовиков Су-25 и 12 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Как сообщают таджикские источники, часть российской авиатехники уже передислоцировалась с аэродрома в Душанбе на авиабазу в Айни. Однако никаких индийских ВВС там, видимо, не будет.

Но почему же так упорно все-таки ходят слухи о желании Дели разместить свою авиацию в Таджикистане? Индийская Asia Times на этот счет пишет, что "после падения режима "Талибана" в Афганистане Индия была настроена на то, чтобы не потерять точки опоры, которую она получила в Афганистане, благодаря ее связям с Северным альянсом в конце 90-х годов". По мнению газеты, создание военной базы в Айни привлекательно, поскольку она увеличивает возможности Индии в случае развязывания военных действий с Пакистаном. Кроме этого, Дели в случае создания "своей авиабазы в Айни сможет планировать распространение своей власти в Центральной Азии", так как Индия "больше не довольна своей геостратегической ролью в Южной Азии, ее амбиции простираются и за пределы своего региона". В том числе эти амбиции связаны с энергетическим фактором. В то же время, считает Asia Times, "новый друг Индии - Соединенные Штаты не очень тревожатся по поводу набега Дели в Центральную Азию, поскольку они рассматривают рост присутствия Индии в регионе как контроль над российским и китайским влиянием".

Как рассказал "ВПК" президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, долгое время возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ, "ни Москве, ни Душанбе не выгодно размещать авиабазу Индии в Таджикистане". Хотя бы потому, что Эмомали Рахмонов вряд ли захочет ссориться с Пакистаном. А для защиты интересов Таджикистана хватит и тех сил, которые представлены в составе 201-й российской военной базы.

 

Дайджест прессы за 14 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 14 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МиГ-29, Су-25, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Михайлов Владимир, Ми-8, Ангара (Angara) (в процессе тестирования)