Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Илья Кедров
Опубликовано: 14.03.2007, 15:55

В преддверии обновления

Для Индии модернизация авиатехники столь же необходима, как и закупка новых образцов


По прогнозам индийских СМИ, в ближайшие 20-25 лет страна закупит новой авиационной техники на сумму около 35 млрд. долларов. Это объясняется необходимостью обновления парка самолетов и вертолетов, большая часть которых (за исключением Су-30МКИ) была приобретена от 20 до 40 лет назад. Одним из первых серьезных шагов на пути обновления индийской боевой авиации станет контракт на приобретение 126 легких многофункциональных истребителей. Однако пока они займут свое место в строю, ВВС придется эксплуатировать то, что имеется в наличии. Причем ремонт и модернизация имеющихся в распоряжении Индии самолетов неизбежны.

В частности, в ближайшее время в РСК "МиГ" надеются подписать контракт на модернизацию 64 истребителей МиГ-29 ВВС Индии, закупленных в СССР в 80-е гг. XX столетия. Как сообщил в ходе выставки Aero India 2007 первый заместитель генерального директора - генерального конструктора корпорации "МиГ" Сергей Цивилев, эти машины планируется оснастить современным БРЭО, радиолокационной станцией "Жук-М". Также обновленные самолеты получат более современные двигатели, систему дозаправки в воздухе. Модернизация придаст им новое качество - возможность поражать наземные цели с помощью высокоточных авиационных средств поражения.

Еще одно направление модернизации индийских "мигов" - ремоторизация самолетов МиГ-27М. В настоящее время HAL осуществляет работы по модернизации 40 машин этого типа - установку современной бортовой электроники и РЛС. РСК "МиГ" совместно с ММПП "Салют" предложили индийской стороне заменить установленные на МиГ-27М двигатели Р-13Б300 на современные моторы, разработанные на базе АЛ-31Ф. Правда, пока дело не двинулось дальше переговоров - Индия готова рассматривать российское предложение только после проведения летных испытаний МиГ-27 с новой силовой установкой. По подсчетам генерального директора ММПП "Салют" Юрия Елисеева, на ремоторизации индийских МиГ-27М и МиГ-23БН можно было бы заработать около 1,5 млрд. долларов. А с учетом того что машины этого типа в свое время довольно широко разошлись по миру, такая модернизация может стать неплохой "подработкой" как для самого "Салюта", так и для российской системы ВТС в целом.

В модернизации индийских МиГ-29 важнейшую роль будут играть НПЦ "Технокомплекс" - разработчик бортового радиоэлектронного оборудования и корпорация "Фазотрон-НИИР" - создатель РЛС "Жук-М". При осуществлении этих работ, по мнению заместителя генерального директора - главного конструктора Раменского приборостроительного конструкторского бюро Геннадия Герасимова, было бы целесообразно реализовать подход к модернизации, аналогичный тому, что был применен при создании БРЭО самолета Су-30МКИ. Такая унификация (естественно, с учетом новейших достижений в области разработки авиационной электроники) позволила бы ВВС Индии заметно упростить эксплуатацию Су-30МКИ и модернизированных МиГ-29.

На выставке Aero India 2007 "Технокомплекс" представил элементы разрабатываемой на фирме бортовой электроники нового поколения - бортовые вычислительные системы, новые многофункциональные индикаторы и навигационные инерциальные системы.

Вычислительная система нового поколения обеспечивает на порядок более высокую производительность по сравнению с существующими ЭВМ. По утверждению Геннадия Герасимова, она имеет многопроцессорную структуру, которая позволяет реконфигурировать вычислительные мощности по отношению к тем задачам, которые выполняются в данный момент. БРЭО нового поколения имеет бесшинную архитектуру, что позволяет значительно повысить пропускную способность вычислительных систем. По словам Геннадия Герасимова, структура вычислительных систем боевых самолетов в настоящее время делает шаг в сторону той технологии, которая принята в гражданской авиации.

В настоящее время "Технокомплекс" предлагает новую сетевую архитектуру всего бортового вычислительного комплекса. Это позволяет рассредоточить вычислительные мощности среди периферийных устройств и наиболее взвешенно подходить к возможностям реконфигурации всего бортового комплекса. Кроме того, новая сетевая архитектура позволяет значительно упростить процесс модернизации БРЭО.

Индикаторы нового поколения в первую очередь отличаются размерами проекционного поля. "Мы переходим сейчас к 15-дюймовым плоскопанельным индикаторным устройствам - они имеют более высокое разрешение: 1400х1050 пикселов и лучшие светотехнические характеристики", - добавил главный конструктор РПКБ. Новые многофункциональные индикаторы оснащаются не только процессорами общего назначения, но и графическими процессорами. Причем, как отметил Геннадий Герасимов, разработка программного обеспечения для процессоров общего назначения индикаторов ведется по тем же принципам, которые практикуются при создании вычислительных систем. Это позволяет упростить и ускорить разработку ПО. "Если говорить об инерциальных навигационных системах, то мы сейчас выходим на завершающий уровень испытаний инерциальной системы на твердотельном волновом гироскопе", - сообщил Геннадий Герасимов.

В ходе работы над Су-30МКИ и другими отечественными самолетами, предназначенными для поставок нашим партнерам по ВТС, "Технокомплекс" накопил солидный опыт сотрудничества с крупнейшими иностранными фирмами, специализирующимися на создании электронных систем для боевой техники. Это компании Sagem и THАLES. В настоящее время центр расширяет сотрудничество и с индийскими компаниями. Наиболее тесные отношения установлены с фирмой ADE и ее отделением DARE, которые создали ряд электронных блоков для Су-30МКИ. Работа на индийском рынке боевой авиации фактически неизбежно связана и с взаимодействием с корпорацией HAL. Сотрудничество "Технокомплекса" с Hindustan Aeronautics Limited строится в основном в области лицензионного производства приборного оборудования для Су-30МКИ.

Для Уральского оптико-механического завода HAL также является одним из основных партнеров в Индии. На большинстве отечественных истребителей, эксплуатирующихся в этой стране, - на МиГ-27, МиГ-29 и Су-30МКИ - установлены оптико-электронные комплексы производства УОМЗ. Завод сотрудничает с Индией уже более 20 лет, и, очевидно, это сотрудничество будет продолжаться еще очень долгие годы. Как отметил заместитель генерального директора завода по продажам и внешнеэкономической деятельности Вениамин Элинсон, буквально за два дня до начала Aero India 2007 были подписаны два контракта на сумму более 10 млн. долларов, предполагающие поставку запчастей для самолетов Су-30МКИ. В Индии при содействии "Рособоронэкспорта" открыты сервисно-технические центры, где есть все необходимое оборудование для проведения ремонта.

Работа на индийском рынке для УОМЗ предполагает два направления - обеспечение эксплуатации ранее поставленных оптико-электронных систем, их ремонт и модернизацию, а также продвижение новых продуктов завода. Что касается первого направления, то в рамках готовящегося контракта на модернизацию МиГ-29 УОМЗ предлагает модернизацию ОЛС, установленных на этих машинах, в частности оснащение их новыми дальномерами и обтекателями из сапфирового стекла. Что касается продвижения современных круглосуточных оптико-электронных систем, то, по словам Вениамина Элинсона, УОМЗ рассчитывает принять участие в готовящемся контракте на поставку Индии 80 вертолетов Ми-17-1В. "Пока заказчиком требования ночной работы не были выдвинуты, но посещение индийскими специалистами нашего стенда показало, что интерес к этому есть. Также мы предлагаем модернизацию имеющихся у Индии Ми-17 и Ми-35", - сообщил заместитель гендиректора УОМЗ.

В Бангалоре Уральский оптико-механический завод продемонстрировал свои системы оптического наблюдения гражданского назначения. В частности, макет перспективной малогабаритной системы 700-й серии, которую, по словам Вениамина Элинсона, планируется показать "вживую" на выставке в Ле Бурже и на МАКСе. Эта система создается в сотрудничестве с израильскими и немецкими партнерами УОМЗ. "Мы хотим предложить ее на гражданский легкий вертолет индийской разработки", - не стал скрывать заместитель гендиректора завода. Если соглашение о закупке СОН этого типа будет достигнуто, заключил Вениамин Элинсон, УОМЗ будет готов передать Индии право на лицензионную сборку этих систем.

 

Дайджест прессы за 14 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 14 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МиГ-29, МиГ-27, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Раменское приборостроительное конструкторское бюро, Су-30МКИ, Восток Техникал Сервис (в процессе тестирования)