Источник: газета «Золотое Кольцо (Ярославль)»
Автор: Иван Андрианов
Опубликовано: 14.03.2007, 17:06

Дерзкий ас Гулаев


27 февраля "ЗК" писало о том, как открывали памятную доску дважды Герою Советского Союза Николаю Гулаеву. Тогда даже большинство участников этого торжественного мероприятия не имели представления, чем же прославился Николай Дмитриевич Гулаев.

Между тем еще в годы Великой Отечественной войны он был представлен к третьей звезде Героя. Получи эту награду Гулаев, он вошел бы в историю как один из самых выдающихся участников той жестокой войны. Однако судьба распорядилась иначе. В 1944 году был уже обнародован указ о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Гулаева третьей "Золотой Звездой". Вместе с ним еще ряд летчиков ждал вручения второй "Золотой Звезды". Никто из них не получил наград. Героев наказали за то, что они устроили драку в одном из ресторанов столицы. Официально это прошло как "учинение дебоша". Неофициально говорят, что летчики подрались с иностранными гражданами, защитив честь нашей страны и в ресторане.

После публикации той маленькой заметки об открытии памятной доски на связь с редакцией вышли наши читатели, которые в свое время знали и общались с героем Гулаевым. Они рассказали ряд эпизодов, не вошедших в официальную биографию этого замечательного человека. Николай Дмитриевич во время той скандальной драки в ресторане не спрятался за спины своих товарищей и уж тем более никогда он не трусил в бою.

14 мая 1943 года во время сражения на Курской дуге в районе Белгорода немецкая авиация неожиданно атаковала аэродром Грушка. Летчик истребительного авиационного полка старший лейтенант Гулаев один вступил в бой с тремя бомбардировщиками и истребителем. После нескольких хитрых маневров Николай Дмитриевич сбил сначала один самолет, затем второй. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и Гулаев решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 ударил по правой плоскости "юнкерса". Самолет врага рассыпался на части, а свой Гулаев умудрился посадить на аэродром.

В июле 1943 года четверка истребителей, ведомая Гулаевым, дерзко атаковала группу противника, в это трудно поверить, но она состояла из 100 самолетов. После атаки четверки Гулаева немецкие машины расстроили свои ряды, с испугу ретировались кто куда. Четыре бомбардировщика и два истребителя были сбиты. Великолепная четверка благополучно вернулась на свой аэродром. В этот же день звено Гулаева совершило еще несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолетов.

28 сентября 1943 года Гулаеву присвоено звание Героя Советского Союза. В начале 1944 года он становится командиром эскадрильи.

В одном из боев над рекой Прут во главе шестерки истребителей Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым. За 125 боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолета противника и 3 в группе, 1 июля 1944 года командир эскадрильи гвардии капитан Гулаев награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Гулаев, как обычно, приземлился после очередного боевого вылета. Смотрит, а к нему народ бежит с радостными криками. Так Николай Дмитриевич узнал, что награжден второй звездой Героя. Сослуживцы не дают вылезти из самолета, требуют обмытия награды. Говорят, спирт будет наш, а закуска - с тебя. Где взять на аэродроме деликатесы, достойные героя? Гулаев, как и в бою, долго размышлять не привык. Говорит: "Я хряка привезу?" Летчики и механики все в недоумении: "Где же ты его прямо сейчас найдешь?"

Николай Дмитриевич, оказывается, в небе не только за самолетами противника наблюдал, но на земле успел заметить пасущихся неподалеку свиней. Товарищи стали отговаривать от дерзкого вылета. В первую очередь, непонятно было, сможет ли летчик найти там посадочную полосу. Еще более сомнительной была возможность последующего взлета. Дело происходило в Западной Украине. Отговорить Гулаева от полета за хряком не представлялось возможным. Друзья это поняли и стали собирать деньги на свинью. Не воровать же ее.

Ас Гулаев посадил самолет между сараями. Свиньи - на месте, а их хозяйки нет. Что делать? Оставить деньги и забрать самого жирного? Нет, так не годится. Пошел Гулаев к соседям. Наконец хозяйка откуда-то прибежала. Деньгам обрадовалась, но говорит, что слишком много будет, пыталась часть даже вернуть.

Хряка грузили в бомболюк всей деревней. Никак не хотел залезать. Догадались соорудить настил из дерева и затащить его. Самолет чудом оторвался от земли. Слишком уж мало места было между деревенскими сарайками. В небе хряк начал вести себя неспокойно, самолет кренило то в одну сторону, то в другую. Штурмовик приземлился на родном аэродроме.

Обмывали звезду Героя всем полком. Пили много, но не пьянели, потому как хряк был очень жирный и большой, его на всех хватило с запасом.

В одном из боев Николай Гулаев был тяжело ранен, но сумел быстро вернуться в строй. Всего за годы войны ас произвел 250 боевых вылетов. В 69 воздушных боях лично сбил 57 самолетов противника и 4 - в группе.

После войны Николай Дмитриевич служил на командных должностях в войсках ПВО страны, штаб одной из которых находился в Ярославле. Служил Гулаев и в Архангельске, где с ним произошел еще один скандальный случай, повлиявший на его карьеру. Во время охоты Николай Дмитриевич вместе с коллегами случайно оказался якобы на территории Норвегии. Так говорят. Во всяком случае, норвежские соответствующие службы нажаловались на Гулаева, что он охотился на белых медведей, используя боевые вертолеты. После этой кляузы Гулаев был понижен в должности и переведен на другое место службы. Умер герой 27 сентября 1985 года. Его бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальные доски - в Ростове-на-Дону и Ярославле.

 

Дайджест прессы за 14 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 14 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Золотое Кольцо (Ярославль)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Капитан, АС, Ту-136 (в процессе тестирования)