Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Александра Грицкова, Сергей Строкань
Опубликовано: 15.03.2007, 12:32

Между Россией и Индией пролетел китайский истребитель

КНР поставила в Пакистан самолеты с двигателями из РФ


Китай передал Пакистану первые два китайских истребителя JF-17 Thunder с российскими двигателями. Формально Пекин не имеет права реэкспорта самолетов с российскими двигателями в третьи страны. Ситуация чревата конфликтом РФ и Индии, которая болезненно относится к отношениям своих партнеров с Пакистаном. В результате под угрозой могут оказаться военные контракты Москвы и Дели более чем на $1,5 млрд. в год.

Пакистанские информагентства сообщили, что китайские истребители JF-17 Thunder с российскими двигателями прибыли в Пакистан в начале марта. Самолеты продемонстрируют публике 23 марта во время парада в честь национального праздника - Дня Пакистана. Источник Ъ в Исламабаде подтвердил поставку двух самолетов, отметив, что "контракт будет исполняться и дальше". По соглашению с Китаем Пакистан должен получить 150 истребителей JF-17 Thunder (FC-1). В 2005 году ФГУП "Рособоронэкспорт" заключило с КНР контракт на поставку для FC-1 ста двигателей РД-93, запчастей к ним и техобслуживание. Обсуждается возможность дополнительных закупок до 500 РД-93, а также их модернизация. Первая партия из 15 моторов была отправлена из РФ в конце 2006 года. Дальнейшую поставку двигателей выполняет ММП им. Чернышева, входящее в РСК МиГ.

О том, что Китай обратился к РФ с просьбой включить Пакистан в перечень стран, с которыми Москва ведет военно-техническое сотрудничество, стало известно осенью. Дело в том, что Пекин не имеет права реэкспорта самолетов с российскими двигателями в третьи страны. На тот момент в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Ъ говорили, что не намерены включать Пакистан в список стран ВТС. Это может повлечь за собой конфликт с Индией, с которой у России заключено межправительственное соглашение о непоставке Исламабаду военной техники. А ВТС с Индией приносит России свыше $1,5 млрд. в год.

Тем не менее в ноябре 2006 года на авиасалоне в Джухае (Китай) директор по развитию китайской аэрокосмической корпорации CATIC Ли Пей сообщил, что РД-93 "будет реэкспортироваться". А 27 февраля директор ФСВТС Михаил Дмитриев говорил Ъ, что "вопрос рассматривается". Вчера в ФСВТС и "Рособоронэкспорте" Ъ сообщили, что "предпочитают воздержаться от комментариев" по поводу реэкспорта РД-93 в Пакистан. Отказались обсуждать этот вопрос и в посольстве Пакистана. Однако источник Ъ в Исламабаде отметил, что комплектация JF-17 российскими двигателями - "это вопрос отношений между Россией и Китаем". В китайском посольстве Ъ сказали, что "не в курсе ситуации".

"Индия более важный партнер для России, чем Китай, который, помимо прочего, резко снизил объем своих закупок", - отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Вместе с тем, источники Ъ в авиаотрасли подчеркивают, что другой поставщик оружия в Индию - Франция - с успехом продает военную технику в Пакистан. Индийская сторона действительно не спешит эскалировать ситуацию. В посольстве Индии в Москве Ъ напомнили, что Китай не имеет права поставлять Пакистану самолеты с РД-93. "Если сообщения о поставках подтвердятся, значит, условия контракта нарушены, - говорят в посольстве, давая тем самым понять, что ответственность лежит на Пекине. - До сих пор Индия и Россия избегали действий, которые бы навредили интересам каждой из сторон. Мы верим в мудрость российской политики".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 15 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Рособоронэкспорт, Восток Техникал Сервис, Макиенко Константин, Самолетостроение (в процессе тестирования)