Источник: газета «Коммерсантъ - Пермь»
Автор: Анастасия Костина, Вячеслав Суханов
Опубликовано: 15.03.2007, 12:37

Моторы концентрируются

Пермский центр двигателестроения планируется создать в этом году


Как сообщил вчера генеральный директор ЗАО "Управляющая компания "Пермский моторный комплекс" (УК "ПМК") Валерий Жеглов, ОАО "Пермский центр двигателестроения" (ПЦД) должно быть создано до конца этого года. ПЦД объединит ныне разрозненные пермские моторные компании в единую структуру. За несколько лет обсуждения проект претерпел существенные изменения - из числа предприятий, которые должны были объединиться, выбыли "Протон-ПМ", "Инкар" и "Искра". Однако, по данным "Ъ", и на стадии последних согласований у проекта могут возникнуть препятствия. Например, миноритарий "Авиадвигателя" и "Пермского моторного завода" - Pratt & Whitney (США) опасается, что из-за включения в состав ПЦД нескольких десятков сервисных предприятий его доля в ПЦД окажется существенно меньше.

По словам Валерия Жеглова, в апреле рабочая группа при Роспроме должна окончательно доработать сегодняшний вариант проекта. Пока мажоритарные акционеры предполагают, что основными участниками ПЦД станут ключевые предприятия моторостроительного холдинга: "Редуктор-ПМ", Пермский моторный завод (ПМЗ), "Пермские моторы", "Авиадвигатель", а также ряд сервисных предприятий. Еще одним возможным участником ПЦД, не входившим ранее в состав "Пермских моторов", является конструкторское бюро ОАО "Стар" (выпускает агрегаты авиационного назначения, основной потребитель - ПМЗ, а также украинское ОАО "Мотор-Сич"). В новой структуре государству предполагается отдать 25%. Остальные доли будут распределены среди частных акционеров ПЦД. При этом, как отметил господин Жеглов, акции миноритариев нынешних моторных компаний будут обмениваться на акции ПЦД.

Валерий Жеглов пояснил, что из состава участников ПЦД вышли некоторые структуры, которые планировалось интегрировать в центр ранее. Так, участие ОАО НПО "Искра" в ПЦД разработчики проекта посчитали нецелесообразным. Так же, как и вхождение в состав центра ОАО "Инкар", в котором более 60% акций владеет рыбинский "Сатурн". Кроме того, уже не войдет в проект и ОАО "Протон-ПМ". Против этого все время выступали в Роскосмосе, опасаясь, что ПЦД, который будет специализироваться на авиадвигателестроительной тематике, отодвинет на второй план ракетное производство. Сейчас, когда ФГУП "ГКНПЦ имени Хруничева" стало основным владельцем "Протона" (84% акций), пермский завод будет участвовать в создаваемой на базе ГКНПЦ госкорпорации. В свою очередь ПЦД в дальнейшем может войти в объединенный двигателестроительный холдинг, который сейчас создают Рособоронэкспорт и АФК "Система". Напомним, они намерены объединить активы НПО "Сатурн" (г. Рыбинск), Уфимского моторостроительного производственного объединения и "Пермских моторов".

Напомним, проект консолидации разрозненных активов, входящих в холдинг "Пермские моторы" (ПМ), возник еще в конце 1990-х годов при участии бывшего акционера ПМ - ХК "Интеррос". В 2003 году новый акционер ПМ - группа "Гута" сделала первые шаги. Сначала было учреждено ЗАО УК "ПМК", которому акционеры пермских моторных компаний передали функции управления. Затем планировалось объединение активов. В ПЦД "Гута" готова была внести все свои активы в ПМ (контрольные и блокирующие пакеты Пермского моторного завода, "Редуктора-ПМ", "Протона-ПМ", а также вспомогательных и сервисных АО). Впоследствии работа над проектом то приостанавливалась, то снова возобновлялась в связи со сменой собственников. В 2005 году владельцем основных активов в ПМ стал Внешторгбанк (ВТБ), а осенью прошлого года, по официальным заявлениям, АФК "Система".

Таким образом, после нескольких лет согласований в этом году ПЦД все-таки может появиться. Однако, как выяснил "Ъ", и сейчас у проекта есть препятствия. По сведениям источника "Ъ", знакомого с ситуацией, госструктуры, возможно, останутся недовольны долей только в 25%. "Активов государства хватает только на блокпакет. Самый ценный их актив - 45% "Авиадвигателя", плюс еще 60% "Стар" и 14,25% в ПМ", - пояснил источник "Ъ". При этом самый крупный актив холдинга - ПМЗ (обороты 7-8 млрд. рублей из 12 млрд., заработанных всей площадкой) находится у частных акционеров. По мнению собеседника "Ъ", при желании государство может увеличить свою долю в ПЦД, если решится вложить интеллектуальную собственность (патенты на двигатели). "Наличие ПЦД не улучшит кардинальным образом экономику "Пермских моторов", но государство может почувствовать себя реальным собственником объединенного холдинга. Тогда, возможно, появится военный заказ у ПЦД", - считает Валерий Жеглов.

Между тем, по данным "Ъ", не согласен с нынешним вариантом проекта и миноритарный акционер предприятий холдинга - компания Pratt & Whitney (P&W, входит в United Technologies). Получить комментарий P&W вчера не удалось. Но, по сведениям осведомленных источников "Ъ", американская компания хочет владеть в ПЦД пакетом в 25%, а против этого выступают ВТБ и "Система". Кроме того, иностранцы не согласны с включением в состав ПЦД сервисных предприятий, считая их непрофильными активами. Дело в том, что это автоматически уменьшает их долю. Между тем топ-менеджмент ПМК считает, что сервисные компании на 90% зависят от заказов предприятий ПМ и нельзя вырывать их с одной промплощадки. В Роспроме и в АФК "Система" прокомментировать ситуацию вчера не смогли. Источник "Ъ" в "Системе" лишь отметил: "Как государственно ориентированная компания мы заинтересованы в этой игре. Но правила ее до сих пор неизвестны. Поэтому наша позиция - подождать. Чиновники должны решить это между собой".

Управляющую компанию ждет реорганизация

Вчера гендиректор ЗАО УК "ПМК" Валерий Жеглов заявил, что в течение двух недель будет утверждена новая структура управляющей компании. По его словам, ЗАО УК "ПМК" является центром затрат, оно не занимается производством, а лишь намечает пути развития. Топ-менеджер считает, что структура УК ПМК требует коррекции, чтобы она не была раздута и не была серьезным бременем для управляемых обществ. По данным господина Жеглова, деятельность ПМК будет разделена на 4 блока: производственный, стратегический (НИОКР), финансовый и вспомогательный. В связи с этим не исключено сокращение числа заместителей гендиректора. Сейчас их вместе с управляющими директорами около 15. Также Валерий Жеглов сообщил, что расширены права управляющих директоров компаний, входящих в ПМК.
"Протон" окончательно покинул ПМК

ОАО "Протон-ПМ", владевший 9,99% акций, вышел из состава акционеров ЗАО УК "Пермский моторостроительный комплекс" (ПМК). Покупателем бумаг "Протона" стало ЗАО "Инструментальный завод-ПМ", которое таким образом увеличило долю в ПМК до 14,9%. Гендиректор "Протона" Игорь Арбузов подтвердил "Ъ" выход из управляющей компании. По его словам, предложение о продаже акций поступило от ПМК. Он пояснил, что предложение оказалось выгодным, а акции ПМК были "Протону" ни к чему. Напомним, что "Протон-ПМ" был единственной из ключевых компаний холдинга "Пермские моторы", акционеры которой отказались отдавать бразды правления в УК ПМК. А в начале 2007 года полный контроль над "Протоном" установило ФГУП "Центр имени Хруничева". Уставный капитал ЗАО УК "ПМК" составляет 10 тыс. рублей. ПМК учрежден в 2003 году ОАО "Юниверс-он-Лайн" и Станиславом Семеновым для управления предприятиями "Пермских моторов". Сейчас акционерами ПМК являются: ОАО "Пермский моторный завод" (25,01%), ОАО "Авиадвигатель" (14,99%), ОАО "Редуктор-ПМ" (10%), ЗАО "Металлист-ПМ" (5%), ОАО "Энергетик-ПМ" (2,5%), ЗАО "Мотор-сервис" (2,5%), Михаил Бессонов (Москва, 25,01%). Планируемая в 2007 году выручка предприятий ПМК - более 13 млрд. рублей, ожидаемая чистая прибыль - 321 млн. рублей.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 15 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ОДК-Пермские моторы, Авиационные редуктора и трансмиссии - Пермские моторы, Протон - Пермские моторы, Научно-производственное объединение "Сатурн", Научно-производственное объединение "Искра", МОТОР СИЧ, Рособоронэкспорт, ОДК-Авиадвигатель, ОДК-СТАР, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines) (в процессе тестирования)