О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" выбрал между А и B

"Аэрофлот" поставил точку в выборе поставщика дальнемагистральных самолетов между Airbus и Boeing. В ближайшее время перевозчик подпишет меморандумы и твердые контракты на поставку 22 А350 и 10 А330

"Аэрофлот" поставил точку в выборе поставщика дальнемагистральных самолетов между европейской Airbus и американской Boeing. В ближайшее время перевозчик подпишет меморандумы и твердые контракты на поставку 22 А350 и десяти А330 - последние будут эксплуатироваться до прихода первых А350. Сумма сделки без учета расходов на А330 составит около $2 млрд. Отраслевые эксперты считают, что это решение наверняка поддержит государство, однако оно не позволит "Аэрофлоту" диверсифицировать парк самолетами Boeing 787.

Вчера гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов на пресс-конференции объявил, что в ближайшие недели компания подпишет твердый контракт с Airbus на поставку 22 дальнемагистральных самолетов А350. Переговоры с Boeing о поставках Boeing 787, конкурента А350, по словам топ-менеджера, заморожены. Таким образом, менеджмент крупнейшей авиакомпании страны выбрал поставщика дальнемагистральных самолетов. Соответствующий тендер был объявлен еще в июле 2005 года, сделка обещала стать самой крупной в российской авиаиндустрии - $2-3 млрд. исходя из рыночной стоимости самолетов. Однако государство (ему принадлежит более 51% акций "Аэрофлота"; совет директоров компании возглавляет помощник президента Виктор Иванов) в конце 2006 года отказалось поддержать выбор менеджмента, предложившего купить Boeing 787 (с более ранними, чем у Airbus, сроками поставок - 2010-2013 годы и скидками $10 млн. от стоимости самолета). Официально причины такой позиции не объяснялись, а эксперты расценили как следствие тогдашнего ухудшения российско-американских отношений.

Как пояснил вчера Ъ Сергей Колтович, глава службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота", сейчас готовятся два контракта. Первый - об операционном лизинге десяти А330-200 (вместимость - 253 пассажира, дальность полета - 12-12,5 тыс. км) на срок от восьми до десяти лет. Лизингодатель не раскрывается; господин Колтович лишь уточнил, что речь идет о партии новых А330 от одного контрагента. По открытым данным, в декабре 2006 года 20 новых А330-200 заказала международная лизинговая компания AerCap со штаб-квартирой в Нидерландах.

Поставки А330, как сообщил вчера Валерий Окулов, начнутся в конце 2008 года - эти самолеты являются промежуточным решением проблемы дефицита дальнемагистрального флота. Второй контракт - с Airbus о поставке 22 А350 extra wide-body (XWB): А350-800 и А350-900 (вместимость - 270 и 314 пассажиров, дальность - 15,8 тыс. км) начиная с 2015 года. По словам источника Ъ в компании, соответствующие меморандумы действительно планируется подписать в течение ближайших недель, контракты - за два-три месяца (скорее всего, они будут готовы к авиасалону во французском Ле-Бурже в июне). Коммерческие условия не раскрываются. Среднерыночный ежемесячный лизинговый платеж за А330 сейчас доходит до $800 тыс., А350, по информации источника Ъ, обойдутся "Аэрофлоту" дешевле $100 млн. за самолет. Стоимость этих лайнеров по каталогу составляет от $189 млн. до $215 млн. в зависимости от модификации. При этом, по оценкам гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, стандартные скидки могут достигать 40%.

Ожидается, что совет директоров "Аэрофлота" рассмотрит обе сделки 26 марта. Частный акционер компании - Национальная резервная корпорация депутата Госдумы Александра Лебедева (НРК, управляет около 30% акций АО) предварительно их уже поддержала. "Тема хорошая, "Аэрофлоту" не хватает дальних самолетов, будем смотреть на цены, сроки поставок и другие условия", - сообщил Ъ замгендиректора НРК Леонид Душатин.

Опрошенные Ъ отраслевые эксперты не сомневаются, что и госсобственник сделку поддержит. "То, что "Аэрофлот" наконец определился с поставщиком, - это плюс, то, что реализации этого контракта государство не будет препятствовать, - это тоже несомненный плюс", - отмечает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Среди очевидных минусов эксперт отмечает потерянное время (сделки готовились более полутора лет) и то, что "Аэрофлот" не может на нынешнем этапе диверсифицировать свой парк самолетами Boeing, как это делают ведущие мировые авиакомпании.

Менее категоричен гендиректор ЗАО "Финэкспертиза. Консалтинг" Дмитрий Шустерняк: "А350 и Boeing 787 вполне сопоставимы по техническим и экономическим характеристикам. Проект А350 - более сырой, Boeing 787 развивается лучше, но риски, конечно, будут заложены в условия сделки с "Аэрофлотом". Однако господин Шустерняк соглашается с тем, что "на выбор "Аэрофлота" оказывают влияние политические интересы". "То, что политическая составляющая в этой сделке перевешивает экономическую, крайне негативно для "Аэрофлота". При этом нет уверенности в том, что этот контракт сделает европейских производителей весьма сговорчивыми в вопросах промышленной кооперации с Россией", - добавляет господин Пантелеев. Внешторгбанк в 2006 году стал миноритарием европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS, материнской компании Airbus, переживающей сейчас серьезный производственный кризис и остро нуждающейся в новых крупных заказах.

В российском офисе Airbus Ъ вчера кратко сообщили, что "будут рады, если контракт с "Аэрофлотом" будет подписан". Президент Boeing в России/СНГ Сергей Кравченко уточнил, что Boeing ценит "Аэрофлот" как одного из своих основных заказчиков и продолжит работу с компанией....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка