Источник: газета «Коммерсантъ - Пермь»
Автор: Вячеслав Суханов, Ольга Александрова
Опубликовано: 16.03.2007, 12:43

Мотор тронулся

Пермские моторостроители получат заказ на первые ПС-90А2


Пермский моторный завод (ПМЗ), уже более десяти лет пытающийся создать новый авиадвигатель ПС-90А2, договорился о первых заказах на будущую продукцию. Одна из крупнейших лизинговых компаний в России - "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) - решила купить в Перми сразу 14 ПС-90А2. Для того чтобы сделка состоялась, необходимо решить финансовую проблему - ПМЗ для доводки двигателя необходимо найти порядка 400 млн. рублей. На ПМЗ рассчитывают, что часть работ профинансирует сама ИФК. В "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), куда входит ИФК, утверждают, что искомые средства на ПС-90А2 заложены в федеральном бюджете.

Как сообщил "Ъ" источник, близкий к руководству Пермского моторного завода, на днях ПМЗ и ИФК подписали протокол о намерениях, в рамках которого лизинговая компания в течение семи лет намерена купить в Перми порядка 300 двигателей ПС-90А. По сведениям источника, в протоколе стороны прописали и поставку 14 двигателей ПС-90А2. По сути, это первая продажа нового двигателя ПМЗ, который разрабатывается в Перми с начала 1990-х годов. По информации собеседника "Ъ", протокол о намерениях предполагает, что сам контракт будет заключен в марте, а уже в апреле ИФК проведет авансовые платежи.

В ИФК подтвердили наличие соглашений с ПМЗ. Пресс-секретарь лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." Андрей Липовецкий отметил, что соглашение подписано на поставку 14 двигателей ПС-90А2 с 2008 года с целью их установки на Ту-204. По информации господина Липовецкого, самолеты с такими моторами, новой авионикой и вспомогательными силовыми устройствами будут переименованы в Ту-204-400 (Ту-204 глубокой модернизации).

Программа создания двигателя ПС-90А2 началась в середине 1990-х. Активное развитие получила в 1998 году после того, как 25% минус одна акция ОАО "Пермский моторный завод" приобрела компания Pratt & Whitney (P&W, входит в группу United Technologies Corp., США). ПС-90А2 полностью унифицирован с базовым двигателем ПС-90А, но стоимость его жизненного цикла примерно на 30% дешевле. Предназначен для самолетов Ил-96, Ту-204, Ту-214. К началу 2006 года в проект, по разным данным, вложено от $60 млн. до $80 млн. при необходимых инвестициях в $125 млн. "Ильюшин Финанс Ко." - одна из двух частно-государственных лизинговых компаний, специализирующихся на выпуске, продажах и обслуживании отечественных самолетов (Ил-96, Ту-204). 46% акций ИФК - в госсобственности, 20% - у Внешэкономбанка, 26,5% - у структур Национальной резервной корпорации.

Еще весной 2002 года United Technologies и Росавиакосмос подписали договор о финансировании проекта на паритетных началах. По условиям договора, пермские моторостроители должны были создать новый двигатель к концу 2005 года. Но уже в 2004-2005 годах объем государственного финансирования оказался меньше запланированного, соответственно инвестиции сократила и P&W. В итоге работы отстали от первоначального графика на три года. В прошлом году руководство ПМЗ предприняло попытку реанимировать проект. В частности, минувшим летом совет директоров ПМЗ (АО контролируется Внешторгбанком, АФК "Система" и Pratt & Whitney. - "Ъ") принял решение завершить создание ПС-90А2 с помощью банковского кредита. Общая сумма, необходимая для запуска двигателя в серию, составляла $34,3 млн. На эти средства ПМЗ собирался собрать для испытаний 3-й двигатель, провести сертификационные испытания, подготовить производство к серийной сборке.

Стоит отметить, что кредит общество так и не взяло, использовав для доводки проекта собственные средства. Но, по утверждению специалистов ПМЗ, доработка ПС-90А2 еще требует значительных финансовых вливаний. По оценке источника "Ъ", близкого к ПМЗ, необходимо еще около 400 млн. рублей (около $15 млн.). По мнению собеседника "Ъ", существует несколько источников, в которых моторостроители намерены добыть искомые средства. Во-первых, это собственные ресурсы ПМЗ. Однако, по словам собеседника, это приведет к подорожанию для ИФК первой партии двигателей примерно на 15-20% (пока стоимость одного двигателя - в пределах $4,7 млн.). Во-вторых, моторный завод рассчитывает на помощь федерального бюджета. "Мы могли бы попасть "строчкой" в одну из федеральных целевых программ", - говорит собеседник "Ъ". Наконец, частично завершение работ могла бы профинансировать ИФК. По данным источника "Ъ", предварительное согласие со стороны ИФК есть. Эта конструкция еще должна быть одобрена советом директоров ПМЗ, отметил источник "Ъ".

В ИФК пока не подтверждают намерение финансировать ПС-90А2. Андрей Липовецкий заметил, что финансирование окончания разработки двигателей находится в компетенции "Объединенной авиакорпорации". Как сообщили "Ъ" в ОАК, в действительности сумма в размере 400 млн. рублей на доведение двигателей ПС-90А2 заложена в госбюджете. В данном случае ОАК выступит координатором направления федеральных средств, призванным в том числе проконтролировать целевое их использование, пояснили в корпорации.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 16 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ОДК-Пермские моторы, Ту-214, Ильюшин Финанс Ко., Ту-204-100, ОДК-Авиадвигатель, Объединенная авиастроительная корпорация, Самолетостроение (в процессе тестирования)