О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-134 совершил настоящий переворот

Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс по маршруту Сургут - Самара - Белгород, совершил посадку в 400 метрах от взлетно-посадочной полосы. В результате самолет перевернулся и развалился. Из 57 человек, находившихся на борту, 6 погибли, а еще 27 оказались в больницах

В субботу самолет Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс по маршруту Сургут - Самара - Белгород, совершил посадку в 400 метрах от взлетно-посадочной полосы. В результате самолет перевернулся и развалился. Из 57 человек, находившихся на борту, 6 погибли, а еще 27 оказались в больницах. В прокуратуре считают, что катастрофа произошла из-за неправильных действий экипажа. В авиакомпании "ЮТэйр" говорят, что пилотов подвела непогода.

"Выматывайся или труба"

Борт #65021 в субботу в 7.10 утра по московскому времени вылетел из аэропорта Сургута. На его борту находилось 57 человек, включая 5 детей и 7 членов экипажа. При подлете к самарскому аэропорту "Курумоч" экипаж Ту-134 получил разрешение на посадку, выпустил шасси и начал снижение. Однако, не дотянув 400 метров до посадочной полосы, в 9.43 ударился стойками шасси о землю, "пропахав" по полю около полукилометра в правую сторону от полосы. От сильного удара лайнер перевернулся через левое крыло, разрушился и загорелся. Фрагменты фюзеляжа разбросало в радиусе 500 метров. "Удар был такой силы, что фюзеляж разорвало пополам, а из салона посыпались кресла с людьми",- сообщил Ъ очевидец катастрофы Николай Манишин.

Пассажир Олег Носенко рассказал, что постоянно летает на самолете Ту-134, и посадка часто бывает жесткой. Жесткая была и на этот раз. "Проблем в полете не было, но когда коснулись земли, началась сильная тряска, вибрация,- вспоминает он.- Сразу же закричали женщины и дети в салоне. Я обо что-то сильно ударился головой и потерял сознание".

"Когда пришел в себя, увидел, что фюзеляж разломлен как раз рядом с моим креслом, а я сидел на 13-м ряду. "Выматывайся или труба",- сказал мне какой-то парень, сидевший рядом. Мы отстегнули ремни и буквально выкатились на землю из салона,- продолжает Олег Носенко.- У обломков стали собираться пассажиры, которым удалось выбраться самостоятельно. Я обратил внимание, что у многих были разбиты лица, порвана одежда. Запомнил парня, у которого оторвало кисть руки". У самого господина Носенко была разбита голова и порвано ухо. Те, кто выбрался из самолета, направились в сторону аэровокзала. Примерно на полпути к ним подъехала первая пожарная машина. Господин Носенко, сам пожарный, оценивая ситуацию, говорит, что пожарные прибыли достаточно быстро. Работы для них было немного - потушить небольшое возгорание в крыле.

По информации "ЮТэйр", в результате катастрофы погибли 6 пассажиров: Виктор Васецкий, Екатерина Чепрасова, Николай Чепрасов, Галина Петросян, Мария Сорокина и Надежда Углеватая. Все они сидели на 11-м ряду, по которому прошла линия разлома фюзеляжа, или рядом с ним. Вчера погибших опознали, а сегодня их тела отправят на родину для захоронения. 27 человек, в том числе командир воздушного судна Олег Зубков, второй пилот Андрей Лапанов, бортмеханик Александр Муратов и бригадир бортпроводников Инга Хитрова, были доставлены в больницы Самары. "Основные травмы - ушибы и переломы, люди пострадали от столкновения с землей",- заявил Ъ начальник управления МЧС России по Самарской области, отметивший, что 4 пострадавших находятся в тяжелом состоянии.

Посадка без приборов

Вчера бортовые самописцы разбившегося Ту-134 были доставлены в Межгосударственный авиакомитет на расшифровку. Замминистра транспорта России Борис Король сообщил, что записи на них в хорошем состоянии, однако говорить о версиях катастрофы отказался. Между тем представители Генпрокуратуры уже объявили, что, по предварительным данным, причиной трагедии стали ошибки, допущенные экипажем, а Самарская облпрокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Сами члены экипажа Ту-134, с которыми удалось поговорить следователям и журналистам (сюжет об этой катастрофе стал вчера одним из самых популярных на российском телевидении - см. рубрику "Доступ к теле", с. 4), дают противоречивые показания. Бортмеханик Александр Муратов сообщил, что полет проходил в штатном режиме, никаких отказов техники или неисправностей на самолете не было. Правда, он тут же обратил внимание на то, что в бортовом журнале Ту-134 имелась запись об отказах в работе курсоглиссадной системы. Запись касалась неисправностей, возникавших ранее, а не во время последнего полета этого самолета. Кстати, по некоторым сведениям, в прошлом году тот же Ту-134 из-за отказа в этой системе уже совершал жесткую посадку в "Курумоче". Отметив, что курсоглиссадная система "работала периодически", борттехник предположил, что командир воздушного судна, "сопоставив все за и против, выбрал (при посадке. -Ъ), наверное, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору". Сам командир Зубков говорит, что в момент посадки видимость была практически нулевой из-за сильного тумана и что он до последнего не видел землю. А уже в последний момент перевел двигатели на взлетный режим, чтобы избежать столкновения с землей и уйти на второй круг. Члены экипажа считают, что действовали верно ("сделали все возможное"), говорят, что могло быть и хуже, и приносят извинения родственникам погибших и пострадавшим в катастрофе.

Курсоглиссадная система (КГС) используется для захода самолета на посадку по приборам. В Ту-134 для этого установлены два бортовых навигационно-посадочных устройства "Курс-МП", дублирующих друг друга. На земле КГС состоит из двух частей: пары курсовых и пары глиссадных радиомаяков, расположенных на взлетно-посадочной полосе. Получая сигналы с них, "Курс-МП" корректирует направление движения самолета.

Эксперты полагают, что, заходя на посадку, экипаж Ту-134 мог обнаружить или по каким-то признакам решить, что навигационная система работает со сбоями. Тогда, не доверяя приборам, командир отключил систему, перейдя на ручное управление. В этом, как говорят сами пилоты, нет ничего криминального - последние 50 метров до взлетно-посадочной полосы летчики обычно доводят машину вручную. Переход на ручной режим был осуществлен, когда Ту-134 уже вышел из низкой облачности, которая в тот день была в районе "Курумоча". Однако, продолжая снижаться, самолет попал уже в туман, при этом пилоты, очевидно, сбились с ориентиров.

"Шасси были выпущены, была сильная облачность, туман, но мы, пассажиры, видели землю,- рассказывает Анатолий Огуречников, летевший злополучным рейсом.- Самолет вдруг как будто провалился, было такое ощущение, что пилоты просто потеряли землю. Потом произошел достаточно сильный удар".

Эксперты говорят, что если бы "Курс-МП" "врал" с самого начала, то, заходя на посадку, самолет отклонился бы от глиссады. А в данном случае этого не произошло. Отклонение стало результатом действий уже самого экипажа. По словам участников расследования, если бы комплекс вышел из строя (что практически исключено при двойном дублировании), а видимость была критической, то командир экипажа Ту-134 не должен был рисковать, а сразу уйти на второй круг, чтобы дождаться приемлемой погоды или лететь на запасной аэродром. К тому и при ручном управлении высотомер и радиовысотомер должны были показать экипажу истинное расстояние до земли. "Посадка за 400 метров до взлетно-посадочной полосы и справа от нее на 150-200 метров может свидетельствовать о том, что на борту самолета отказали сразу все пилотажно-навигационные приборы, что практически исключено, или что экипаж самолета, совершая посадку, вообще не смотрел на приборы",- сказал Ъ один из летчиков.

"ЮТэйр" расплатится во внесудебном порядке

Однако в компании "ЮТэйр" утверждают, что самолет был технически исправным до самого столкновения с землей. "Ту-134 соответствовал нормам летной годности, проходил все необходимые формы техобслуживания",- заявил гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. Возраст разбившегося самолета, а он был построен 30 лет назад, гендиректор компании не считает критическим. Тем более что в эксплуатации "ЮТэйр" он находился всего три года. При этом он отметил, что авиакомпания пока не собирается отказываться от Ту-134, которых в ее парке 32. То, что в результате катастрофы многие пассажиры практически не пострадали, как считает господин Мартиросов, доказывает, что конструкция этого самолета является одной из самых крепких. Замена же Ту-134 будет проведена со временем не из соображений безопасности, а по экономическим причинам.

По словам господина Мартиросова, компанией принято решение увеличить сумму компенсации со 100 тыс. руб. до $75 тыс. семьям погибших. "Мы сделаем все, чтобы удовлетворить претензии пассажиров во внесудебном порядке",- сказал господин Мартиросов.

В авиакомпании считают, что наиболее вероятной причиной аварии стало резкое ухудшение погодных условий на завершающей стадии посадки. "Погода квалифицировалась как СМУ - сложные метеоусловия. Самолет получил разрешение на посадку, и командир Олег Зубков (его общий налет составляет 11 000 часов, из них 1900 часов на самолете Ту-134.-Ъ) мог ее произвести при данных погодных условиях. Однако погода резко изменилась - при посадке был сильный туман, и это официально зафиксировано контрольными замерами после происшествия",- добавил начальник пресс-службы "ЮТэйр" Юрий Мушихин. "Самолет попал не просто в плохую, а в критическую погоду",- считает и директор Мартиросов, добавив, что оценку действиям экипажа и работе систем самолета еще должно дать следствие. Комментируя же заявление бортинженера о неполадках, гендиректор "ЮТэйр" сказал, что члены экипажа испытывают сильный стресс после произошедшего и просто могли потерять контроль над последовательностью событий. В любом случае, отметил господин Мартиросов, предъявлять претензии к экипажу компания не будет.

Что такое "ЮТэйр"

ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" создано 1 октября 2002 года путем переименования ОАО "Авиакомпания "Тюменьавиатранс" (основано в 1991 году на базе тюменского управления гражданской авиации). На 1 марта 2007 года парк авиакомпании состоял из 133 самолетов и 177 вертолетов. Компания владеет и управляет аэропортом федерального значения в Ноябрьске и пятью аэропортами регионального значения в Иркутской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. С 1991 года "ЮТэйр" принимает участие в транспортном обеспечении миротворческих миссий ООН. В настоящее время 54 вертолета компании работают в Африке. В 2006 году авиакомпания перевезла 2,417 млн пассажиров, за два месяца 2007 года - 338 тыс. человек. "ЮТэйр" входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России по объему пассажироперевозок. Выручка за 9 месяцев 2006 года составила 11,869 млрд руб., чистая прибыль - 325 млн руб. Акции компании торгуются на РТС и ММВБ, капитализация на 16 марта 2007 года - $259,744 млн. Генеральный директор - Андрей Мартиросов, председатель совета директоров - Владислав Нестеров.

История вопроса: сколько платили за жертв авиакатастроф в России

7 июля 1992 года указом президента России было введено обязательное страхование жизни авиапассажиров. Страховщик обязан выплатить семье погибшего 120 МРОТ (в настоящее время - 12 тыс. руб.).

1 апреля 1997 года вступил в силу Воздушный кодекс России, позволяющий родственникам жертвы получить по 1000 МРОТ (в настоящее время - 100 тыс. руб.) от авиакомпании. Семьи погибших могут оспорить размер компенсаций в суде, но до сих пор решение о дополнительных выплатах принималось лишь однажды.

3 июля 2001 года в катастрофе Ту-154 компании "Владивосток Авиа" под Иркутском погибли 145 человек. Иски о дополнительной компенсации подали 20 семей.

16 ноября 2001 года суд города Артем Приморского края удовлетворил иск родных погибшей Татьяны Армизоновой и определил компенсацию 570 тыс. руб.. Компанию также обязали платить пенсию по потере кормильца матери погибшей в размере 620 руб. в месяц и заплатить 5 тыс. руб. за утрату багажа. С остальными семьями "Владивосток Авиа" пошла на мировые соглашения и выплатила от 100 тыс. до 300 тыс. руб. на семью.

В некоторых случаях компенсации погибшим дополнительно выплачивают федеральное правительство или власти региона. Родственникам 170 погибших в катастрофе 22 августа 2006 года Ту-154 авиакомпании "Пулково" под Донецком из федерального бюджета выплачено по 100 тыс. руб. В Краснодарском крае к этой сумме добавили по 500 тыс. руб., в Новгородской области - по 250 тыс. руб., остальные регионы выплатили семьям погибших по 100 тыс. руб. По 300 тыс. руб. обязалась заплатить каждой семье авиакомпания. С учетом фонда пожертвований общая сумма помощи составила 100 млн руб.

В случаях, когда ответчиком выступает зарубежная сторона, размеры выплат намного больше. 4 октября 2001 года украинские ПВО сбили над Черным морем Ту-154 авиакомпании "Сибирь". В результате катастрофы погибли 78 человек. 26 декабря 2003 года после межправительственных переговоров Украина обязалась заплатить по $200 тыс. за каждого из погибших 27 россиян. Такие же суммы получили родственники 51 погибшего гражданина Израиля. Общая сумма выплат составила $15,6 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка