О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отлучение от кормушки

ООН исключила из списка подрядчиков страховую компанию "Авикос" и приостановила отношения с авиатранспортной компанией "Волга-Днепр". Компании подозреваются в подкупе ооновских функционеров с целью получения контрактов

Расследование злоупотреблений при реализации программы ООН для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие" привело к первым жертвам в списке из 55 российских компаний, поставляющих услуги в рамках контрактов ООН. В субботу Организация Объединенных Наций исключила из списка подрядчиков страховую компанию "Авикос" и приостановила отношения с авиатранспортной компанией "Волга-Днепр". Компании подозреваются в подкупе ооновских функционеров с целью получения контрактов.

Главными российскими фигурантами дела "взятки в обмен на контракты" являются Александр Яковлев и Владимир Кузнецов. Первый был сотрудником закупочной службы ООН, второй - главой консультативного комитета по административным и бюджетным вопросам Генеральной Ассамблеи. По сути, оба решали, кому передать тот или иной контракт ООН и на каких основаниях. В 2005 году независимая комиссия во главе с бывшим председателем Федеральной резервной системы США Полом Волкером провела расследование злоупотреблений в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", крупнейшего в истории финансового проекта ООН (ее бюджет, по разным источникам, составил $64 млрд). Комиссия обнаружила свидетельства того, что Яковлев брал взятки от компаний, которые позже получали ооновские контракты, и перевел $1,3 млн. на банковский счет компании, зарегистрированной в офшорной зоне в Антигуа и Барбуде на Карибах. В том же году в федеральном окружном суде в Нью-Йорке Яковлев признал себя виновным в вымогании взяток и отмывании денег, был арестован, но выпущен под залог. Александр Яковлев дал показания против Владимира Кузнецова. Обоим грозит тюремное заключение сроком до 20 лет.

Российские компании о своих связях с ООН говорят не без гордости. "С 1992 года "Волга-Днепр" постоянно участвует в миротворческих и гуманитарных миссиях ООН, - говорится на официальном сайте компании. - С 1994 года авиакомпания имеет статус официального перевозчика ООН, а с 1995-го включена в реестр поставщиков ООН". В частности, в последние годы компания участвовала в операциях в Конго (2001), Уганде (2003), Либерии (2003) и Сьерра-Леоне (2004). Оценить ущерб, который могут понести российские компании в результате ооновской отставки, довольно трудно: и "Авикос", и "Волга-Днепр" от комментариев решительно отказываются.

По информации американского телеканала Fox News, в 2004 году "Волга-Днепр" заработала на ооновских контрактах $30 млн., а в 2005-м - $18,6 млн. Таким образом, речь может идти о довольно существенной доле в 10-20% от выручки компании ($196 млн. в 2004 году и $270 млн. в 2005-м, по данным системы СПАРК). При этом компания показала чистый убыток в размере $2,5 млн. в 2004 году и $4,4 млн. в 2005-м.

Что касается комиссионных отчислений Александру Яковлеву, то, по данным канала, "российский ооновец" получил "как минимум $700 тысяч за "консультации" по 10-12 контрактам". Как утверждает канал со ссылкой на показания Яковлева, "после встречи с президентом компании "Волга-Днепр" Алексеем Исайкиным он согласился выступить консультантом "Волга-Днепр" по 30-40 контрактам, из которых фирма получила 10-12".

Компания "Авикос" была единственным представителем российского страхового сообщества, зарегистрированным как официальный поставщик ООН. В послужном списке группы - участие в страховой защите международных проектов "Мир - Шаттл", "Морской старт" и других широкомасштабных программ в области космонавтики. С 1993 года "Авикос" занималась страхованием российских авиакомпаний, работающих по контрактам с ООН.

Очевидно, что дело Яковлева и Кузнецова во многом является политическим и представляет собой попытку американцев отвлечь на них основное внимание, чтобы увести в тень другого фигуранта скандала вокруг программы "Нефть в обмен на продовольствие". Речь идет о Койо Аннане, сыне Кофи Аннана, который состоял на службе в швейцарской компании Cotecna Inspection Services SA, получившей в 1998 году от ООН многомиллионный подряд на контроль за исполнением программы "Нефть в обмен на продовольствие". Главными коррупционерами в этой истории оказались крупные американские транснациональные корпорации, например Halliburton, среди исполнительных директоров которой одно время числился вице-президент США Дик Чейни.

Как бы там ни было, если информация канала Fox News верна, то в портфеле российских компаний ооновские контракты были вовсе не мелочью. Тем обиднее будет их упустить. Удар будет тем более ощутим, что компания "Волга-Днепр" полна творческих планов: совсем недавно ею подписан контракт на $1,4 млрд. с корпорацией Boeing на покупку 10 новых грузовых лайнеров Boeing 747-8F. Видимо, ооновские грузы на борт этих самолетов не попадут....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка