Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Владимир Гаврилов
Опубликовано: 19.03.2007, 17:02

Дистанционный пульт для самолета

Пассажирские лайнеры оснастят антитеррористическими системами


Компания Boeing заканчивает разработку систем авионики нового поколения, позволяющих управлять воздушными лайнерами дистанционно, находясь на земле. По мнению высшего руководства спецслужб, появление таких систем позволит избежать повторения трагедии 11 сентября. В случае захвата самолет можно просто посадить в ближайшем аэропорту. Правда, пилоты авиалайнеров уже встретили подобные сообщения в штыки. По их мнению, нельзя гарантировать того, что система в случае выхода из строя не приведет самолет неизвестно куда. При этом отключить компьютер будет невозможно.

Разработка системы началась после терактов 2001 года по заказу правительства США. В случае возникновения чрезвычайной ситуации система должна брать управление на себя и вести самолет к ближайшему аэродрому, ориентируясь по показаниям глобальной системы позиционирования GPS. При подлете бортовая электроника могла бы передавать управление операторам, находящимся в центре управления полетами на земле или вести самолет к посадочной полосе самостоятельно, руководствуясь лишь коррекционными командами диспетчеров аэропорта.

Активироваться такая система должна двумя способами: напрямую летчиками или автоматически, при попытке насильственного проникновения в кабину пилотов. При этом сколько бы ни пытались террористы вернуть управление лайнером, отключить автопилот им не удастся, поскольку сделать это будет уже невозможно. По заявлениям разработчиков, такая авионика полностью исключит возможность использования самолета для осуществления терактов.

"Разработкой новых систем авионики занимаются во всем мире, - рассказал РБК daily заместитель директора Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ) Валерий Суханов. - Инженеры компаний пытаются свести риск катастроф из-за пресловутого человеческого фактора к минимуму. В самолетах будущего предлагается вообще отвести пилотам роль пассивного наблюдателя, а все управление самолетом вплоть до рулежки по полосам аэродрома будет осуществлять компьютер. И с технической точки зрения это осуществимо".

Идеи, как всегда, черпаются из уже существующих военных разработок. Ведь системы дистанционного управления частично реализовывались в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), предназначенных в первую очередь для воздушной разведки. Их создание началось еще в 60-х годах прошлого века в СССР и США. С тех пор достигнуты неплохие успехи: современные электронные комплексы позволяют воздушным судам самостоятельно ориентироваться в воздухе и осуществлять сравнительно сложные маневры без участия человека. Собственно, усложнение систем их управления и породило новую отрасль технических наук под названием "авионика" (от слов "авиация" и "электроника").

Переоценить значение БПЛА сложно. В частности, сейчас в небе над Ираком действуют примерно 700 беспилотных аппаратов различных конструкций. Самыми распространенными из них являются семь моделей: Global Hawk, Predator, Hunter, Pioneer, Shadow, Dragon Eye и Raven. Самый массовый беспилотный самолет в мире Predator ("Хищник") способен летать на скорости 120 км/ч на средних высотах от 3 до 4,5 км в течение 24 часов. При этом он передает на землю четкую картинку любого участка территории, над которой находится.

Global Hawk действует на большей высоте - вплоть до 18 км. Это дорого­стоящий и тяжелый разведчик, оснащенный новейшей аппаратурой, включая радар, электронно-оптическую и инфракрасную камеры высокого разрешения, широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Используя систему GPS для ориентации в пространстве во время автоматического выхода к аэродрому и посадке, Global Hawk отклоняется от заданного коридора в пределах взлетно-посадочной полосы не более чем на полметра. Однако самостоятельно он садится крайне редко. В подавляющем большинстве случаев во время взлета и посадки управление БПЛА осуществляется дистанционно операторами, которые находятся в специальных наземных центрах.

"При этом человек сидит в макете реальной кабины, - рассказывает РБК daily начальник информационного отдела корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Николай Валуев. - У него имеются все органы управления, информация о положении аппарата в воздухе выводится на пульт, а картинка с камер передается на мониторы в импровизированный тренажер, и оператор по ним ориентируется в пространстве. При подлете к аэродрому он полностью берет управление на себя и сажает самолет в точности так же, как если бы он находился на борту".

Эти принципы управления переносятся с военных БПЛА в гражданскую авиацию. В частности, еще один разработчик антитеррористического автопилота, компания Northrop Grumman, взяла за основу своей системы ту, что используется в Global Hawk. По словам специалистов компании, с помощью автопилота нового поколения можно заблокировать бортовое управление авиалайнеров, захваченных террористами, и под управлением наземного диспетчерского поста заставить их совершить принудительную посадку. Система уже практически полностью спроектирована, проходит стадию опытных испытаний, и в конце 2008 года должна начаться ее сертификация. К коммерческому использованию система, подходящая для установки на любые типы больших пассажирских самолетов, будет готова в 2009 году.

Между тем эффективность таких систем в борьбе с реальными террористами вызывает вопросы. "Подобная аппаратура имеет ряд существенных недостатков, - считает Николай Валуев. - Она сложна и вводится на всякий случай, и не факт, что за это время в электронных мозгах не будет сбоя. Но если она все же понадобится, то посадить крупный лайнер дистанционно окажется очень сложно". Оператор находится на земле и не может, что называется, почувствовать самолет. А исследовательская служба конгресса США отмечает, что БПЛА на сегодняшний день разбиваются в сто раз чаще, чем пилотируемые машины. Причина этого, по мнению экспертов, заключается в том, что во время нештатной ситуации пилот может принять нестандартное решение и спасти самолет. Зачастую все решает интуиция и способность концентрироваться в трудной ситуации. Оператор же с земли не всегда может оценивать ситуацию правильно.

В прошлом году под Багдадом разбились два "Хищника", а общее количество потерянных самолетов с дистанционными системами управления в Ираке составило 25 штук. Как отмечает Пентагон, гибнут они в основном в результате ошибок операторов и отказов техники. Причем зачастую именно БПЛА оказываются причиной авиапроисшествий в воздухе. Не раз они допускали очень опасные сближения с пилотируемыми вертолетами, что могло привести к столкновению. В итоге с прошлого года в Афганистане летчикам строго-настрого запрещено появляться в зонах, где работают беспилотники.

"Беспилотный аппарат сравнительно недорог, и его потеря не грозит вселенской катастрофой, - отмечает Валерий Суханов. - А вот с авиалайнером, у которого на борту 300 пассажиров, дела обстоят намного серьезнее. При аварии из-за внезапного отказа системы или в результате ошибки оператора могут погибнуть десятки, а то и сотни людей. И на человеке, от которого зависит вопрос, сажать самолет или нет, лежит слишком большая ответственность". Впрочем, ряд специалистов по борьбе с терроризмом настаивают на том, что в случае захвата лайнера и его полета в сторону крупного города истребителям ВВС должна отдаваться команда на его уничтожение.

В этой полемике группа ученых Калифорнийского университета (США) предложила не сажать захваченные самолеты, а использовать принцип "невидимых мягких стен" - не позволять им приближаться к тем или иным объектам или зонам. К примеру, в память компьютера вводится строгий запрет на проникновение в воздушное пространство над тем или иным городом, и если авиалайнер подлетает к границе этих зон, компьютер попросту разворачивает его. При этом можно внести в память самолета предполагаемый маршрут движения, и, ориентируясь по меткам GPS, авионика просто не позволит выйти за его пределы. В этом случае все попытки захватить самолет и протаранить им наземные здания становятся бессмысленными. Система остается активной все время и не требует чрезвычайного включения. К этому предложению уже прислушались специалисты исследовательской лаборатории концерна Boeing - Phantom Works, которые анализируют возможное применение подобной аппаратуры.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 19 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 19 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Самолетостроение (в процессе тестирования)