Источник: газета «Время новостей»
Автор: Эдуард Ломовцев
Опубликовано: 20.03.2007, 11:08

Кривой заход

Разбившемуся в Самаре Ту-134, по мнению экспертов, не хватило контроля


Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вчера приступили к расшифровке бортовых самописцев (более известных как "черные ящики") пассажирского самолета Ту-134, разбившегося в субботу в самарском аэропорту "Курумоч". При заходе на посадку лайнер промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы и от удара о землю развалился на несколько частей. В результате погибли шесть человек и более двадцати получили ранения.

Представители специальной комиссии вчера закончили изучение места падения самолета, продолжив работу со свидетелями катастрофы. В течение дня была закончена и процедура опознания всех погибших. Тем не менее, как заявил официальный представитель МАК, окончательных выводов о причинах катастрофы придется ждать месяц-полтора. Это время понадобится экспертам, чтобы сопоставить данные самописцев и результаты технических экспертиз. Пока же, по данным из неофициальных источников, подтверждается версия, выдвинутая прокуратурой в первые часы после крушения, - в трагедии снова виноват "человеческий фактор".

Состояние бортовых самописцев разбившегося в Самаре Ту-134, по словам экспертов, вполне удовлетворительное. Оба "черных ящика" были изготовлены по старой и довольно ненадежной технологии - данные они записывали на ферромагнитную ленту. Но тем не менее в катастрофе они практически не пострадали, и запись пригодна для считывания. Вчера в МАК эксперты уже приступили к ее расшифровке. Специалистам в первую очередь предстоит изучить не только данные датчиков, отслеживающих работу курсоглиссадной системы (показывающей положение лайнера при заходе на посадку), которая, по словам членов экипажа, работала со сбоями, но и переговоры пилота с диспетчером. Комментировать итоги первых часов работы вчера в МАК отказывались, но источники, близкие к следствию, смогли частично прояснить ситуацию.

По словам экспертов, курсоглиссадная система на Ту134, во-первых, дублируется на самом лайнере, а во-вторых, такая же система есть у диспетчера. То есть диспетчер, который "вел" этот самолет, должен был видеть, что машина промахивается мимо взлетно-посадочной полосы. Но при этом, по словам экспертов, Ту-134 заходил на посадку по весьма неровной траектории. Уже один тот факт, что лайнер коснулся земли за 300 м до полосы, да еще и сместился в сторону почти на 100 м, по их мнению, говорит, что за полетом, по сути, никто не следил. Более того, как полагают эксперты, ситуацию мог усугубить и тот факт, что, как выяснилось, лайнер шел на посадку с не очень значительным, но все же превышением как горизонтальной, так и вертикальной скорости. Кроме того, как отмечают очевидцы, лайнер, выйдя из облаков, почти сразу попал в туман, в результате чего визуально "зацепиться" за полосу летчики не могли.

Учитывая эти факторы, как полагают эксперты, все разговоры о неисправности курсоглиссадной системы и плохой работе диспетчера принципиального значения не имеют. Да, приборы должны были помочь экипажу сориентироваться, а диспетчер - подсказать, говорят расследователи. Но на случай, когда при посадке пилотам не видно полосы, существует жесткая инструкция - экипаж должен отказаться от посадки и либо уйти на второй круг, либо на запасной аэродром.

По предварительным данным, основанным на первых показаниях очевидцев, командир Ту-134 такое решение принял. И озвучивать его он начал, как и положено по инструкции, еще до снижения до так называемой высоты принятия решения - в 60 м. Но закончил он фразу словом "уходим", означающим на жаргоне летчиков уход на второй круг, по предварительным данным, лишь после длительной паузы, когда высота принятия решения уже была пройдена. В итоге, когда тяга двигателей была вновь включена на полную мощность, тяжелая машина просто не успела прекратить снижение и "плюхнулась" на поле. Выяснение, что стало причиной задержки в принятии этого жизненно важного решения - техника или вновь "человеческий фактор", теперь и является главной задачей следствия.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 20 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Ту-134, Международный аэропорт "Курумоч" (в процессе тестирования)