Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Эрик Бонзе, Handelsblatt, перевод Александра Полоцкого
Опубликовано: 20.03.2007, 11:18

Лондон не соглашается

Открывать небо над Атлантикой


Соглашение между Евросоюзом и США о либерализации трансатлантического воздушного сообщения неожиданно оказалось под вопросом. Незадолго до намеченной встречи министров транспорта стран - членов ЕС Великобритания вдруг выразила свои сомнения в отношении этого соглашения об "открытом небе" (Open Sky). Эксперты отмечают, что Лондон озабочен в первую очередь проблемой дефицитных слотов на взлет и посадку, полагая, что после вступления соглашения Open Sky в силу они отойдут к более выгодному трансатлантическому сообщению, а у внутренних авиалиний Великобритании из-за этого возникнут проблемы.

Соглашение о либерализации трансатлантического воздушного сообщения между ЕС и США после длившихся в течение многих лет переговоров было согласовано лишь в начале марта этого года. Оно предусматривает, что европейские операторы смогут осуществлять полеты в США из любой страны - члена Евросоюза, а американские авиакомпании, в свою очередь, получат для своих рейсов более широкий выбор аэропортов в Европе. В результате лондонский аэропорт Хитроу окажется в условиях более жесткой конкуренции. До сих пор из Хитроу в США имели право летать только европейские авиакомпании British Airways (BA) и Virgin Atlantic.

Теперь оба оператора опасаются, что появление конкурентов приведет к существенному ущербу для их бизнеса. British Airways уже охарактеризовала соглашение как "продажу британских и европейских интересов". Председатель совета директоров BA Мартин Брутон подверг соглашение критике, отметив, что в ходе переговоров США пошли лишь на "минимальные уступки".

Решение проблемы теперь придется искать министру транспорта, строительства городского развития ФРГ Вольфгангу Тифензее. Г-н Тифензее будет пытаться найти компромисс путем переговоров со всеми заинтересованными сторонами, заявил официальный представитель германского председательства в ЕС. Если его попытки закончатся неудачей, то выполнение одной из главных целей немецкого председательства в ЕС отложится на неопределенное время.

Неясной остается позиция правительства Великобритании. В кулуарах Евросоюза в Брюсселе говорят, что в настоящий момент Лондон выразил свои сомнения лишь в "очень общем форме". На министра транспорта Великобритании Дугласа Александера оказывают давление депутаты британского парламента, большинство которых считают соглашение "асимметричным". В то же время Александер понимает, что срыв заключения соглашения об "открытом небе" не может не иметь последствий. Действующие сейчас двусторонние соглашения между Великобританией и США были оспорены юристами, в результате чего пострадала их правовая "непроницаемость".

Официальный представитель министерства транспорта Великобритании заявил, что не хотел бы предвосхищать результаты предстоящей дискуссии в ходе заседания совета министров ЕС в Брюсселе. По его словам, правительство не намерено заранее в деталях разъяснять свою позицию на переговорах, однако ясно, что оно не станет поддерживать не отвечающее интересам Великобритании соглашение.

Европейская комиссия уже предупредила о нежелательности задержек с подписанием соглашения по "открытому небу", даже несмотря на то, что Евросоюз не достиг всех поставленных целей. Имеется в виду, что соглашение с США предусматривает получение европейскими операторами права владеть не более 25% акций американских авиакомпаний, хотя ЕС и стремился к тому, чтобы обеспечить европейцам возможность обладать контрольным пакетом. Впрочем, Евросоюз сможет приостановить действие некоторых положений данного соглашения в том случае, если до 2010 года США не пойдут на дальнейшие уступки. При этом Еврокомиссия намерена не позднее января 2008 года начать с США переговоры о "втором этапе" взаимного открытия рынков.

Лондонские эксперты отрасли полагают, что главная проблема кроется не в усилении конкуренции, а в слотах на взлет и посадку в аэропорту Хитроу. Если дефицитные слоты получат более доходное воздушное сообщение над Атлантикой, то пострадают от этого в первую очередь внутренние авиалинии Великобритании.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 20 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.