Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Вадим Удманцев
Опубликовано: 21.03.2007, 15:01

С-400 им на зависть

У восточноевропейской ПРО нет будущего


13 марта в Культурном центре Вооруженных Сил РФ состоялись брифинг и традиционная встреча главнокомандующего ВВС генерала армии Владимира Михайлова с военными и военно-воздушными атташе зарубежных стран, на которых были обсуждены итоги 2006 г. и состояние и перспективы развития ВВС РФ.

"Это хорошо, что вы беспокоитесь по поводу российской системы С-400", - отметил главком ВВС Владимир Михайлов, отвечая на вопрос иностранных атташе об ответных шагах России на развертывание системы противоракетной обороны США в странах Восточной Европы. "Мы приступаем к созданию новой системы ПВО, которая значительно превосходит возможности С-400. Сейчас созданы условия для перехода от теоретических разработок к практическим", - поделился генерал с присутствующими информацией о результатах недавнего выездного заседания Военно-промышленной комиссии в НПО "Алмаз", не забыв при этом подчеркнуть, что С-400 - "не наступательное, а оборонительное оружие".

"Изюминка" системы С-400 в том, что мы имеем новые ракеты, которые летают с необходимыми скоростями и позволяют поражать в том числе баллистические цели... "Я думаю, что все поймут, что этого делать не нужно", - подвел итог этой теме Владимир Сергеевич, выразив надежду, что руководители восточноевропейских стран - членов Североатлантического альянса все же задумаются да и откажутся от размещения элементов американской ПРО.

Отвечая на вопрос хорватского военного атташе, как новая Военная доктрина будет влиять на ВВС и какие изменения можно ожидать, Владимир Михайлов сказал буквально следующее: "Не надо считать, что изменяется какая-то доктрина, какое-то соотношение сил, что у нас возникают какие-то агрессивные планы - ничего этого нет. Просто идет реструктуризация управленческого аппарата в соответствии с той численностью Вооруженных Сил, которая у нас есть". В частности, по словам главкома ВВС, то же региональное командование "Восток" создается для того, чтобы оптимизировать численность управленческого аппарата и непосредственно боевых частей. К примеру, количественный состав военнослужащих Дальневосточного военного округа в рамках этих преобразований уже сокращен почти в четыре раза, СибВО - примерно в три. "Посмотрим результаты, а потом распространим при необходимости на всю территорию России", - высказал свое мнение о данном эксперименте Владимир Михайлов, отметив также, что в случае принятия окончательного решения о формировании региональных командований управленческие структуры в военных округах тоже будут сохранены, правда, "статус их будет ниже".

Также в текущем году в ВВС будет в 1,3 раза больше проведено учений по сравнению с предыдущим годом. И это, отметил главком, "связано не с растущей агрессией, а с тем, что в войсках появляется много молодых офицеров, с которыми нужно заниматься боевой подготовкой". Демонстрируя предельно возможную открытость, генерал армии обнародовал и такую статистику: средний налет летчика ВВС России составляет 75-80 часов в год, и этот показатель ежегодно увеличивается. При этом основное внимание в ходе летной подготовки уделяется не пилотам-"снайперам", а младшим офицерам - командование делает ставку на молодых.

Интересовались зарубежные атташе и перспективами взаимоотношений между Россией и Белоруссией - не повлияли ли существующие проблемы в нефтегазовой отрасли на сотрудничество военных и "оборонщиков" двух государств. Владимир Михайлов ответил однозначно: "Загазованность" в атмосфере на отношения между Россией и Белоруссией не повлияла: У нас несколько сотен совместных с Белоруссией предприятий: Мы продолжаем готовить для Белоруссии военных специалистов по всем направлениям. Наше военное и военно-техническое сотрудничество будет только расширяться и углубляться". Более того, дополнил главком ВВС, совсем скоро планируется подписание российско-белорусского соглашения о создании Единой региональной системы ПВО. "Эта схема будет апробирована и расширена в рамках ОДКБ почти по всей территории бывшего Советского Союза: Это прежде всего выгодно тем республикам, которые граничат с Россией, поскольку у них нет такого количества сил и средств, которые есть у нас", - подчеркнул Владимир Михайлов.

Иностранных представителей из стран Азии больше интересовал вопрос о подготовке летных кадров. Отвечая на него, генерал армии счел нужным напомнить собравшимся военным атташе, что в России уже много лет действует вуз, обучающий иностранцев по специальности "эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения". Действительно, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова является специализированным учреждением профессионального образования по подготовке летного и технического состава фронтовой авиации (на самолетах МиГ-29, Су-27, Су-25) как для ВВС России, так и для национальных армий других стран. Если верить справке, помещенной на сайте Минобороны РФ, с 1960 г. в стенах данного вуза было подготовлено около 14 000 иностранных летчиков и специалистов инженерно-авиационной службы для 53 стран мира. О качестве подготовки иностранных выпускников КВАИ говорят орден Дружбы народов и 7 зарубежных наград.

Естественно, зная об этом, а также, видимо, имея четкое представление о потенциальных возможностях профессорско-преподавательского состава и уровне учебно-материальной базы вуза, Владимир Михайлов заявил: "Мы готовы обучать их на всех современных авиационных комплексах. Если есть желание - мы всегда готовы". Что же касается новой техники - одной из важнейших составных частей военно-образовательного процесса, - то, по словам главкома ВВС, в стадии испытаний уже находятся 2 образца учебно-боевого самолета Як-130, а к серийному производству этих машин уже готовятся авиационные предприятия в Иркутске и Нижнем Новгороде. Як-130 - действительно предмет гордости отечественных авиастроителей. Не зря после завершения всего цикла испытаний с начала следующего года запланированы поставки установочной партии из 12 самолетов этой марки в российские ВВС. Причем первоначально эскадрилья, состоящая из этих учебно-боевых машин, будет сформирована именно на базе вышеупомянутого Краснодарского военного авиационного института - для подготовки пилотов модернизированных Су-27СМ и самолетов следующего поколения. Кроме того, начиная с того же 2008 г. 16 "стотридцаток" поступят на вооружение ВВС Алжира. (Репрограммируемая система управления учебно-тренировочного комплекса Як-130 позволяет имитировать не только российские Су-27, Су-30 и МиГ-29, но и самолеты других стран: F-15, F-16, F-18, F-35, "Рафаль", "Мираж".)

Учитывая, что разговор ведется между специалистами, Владимир Михайлов, конечно же, не стал расписывать в деталях достоинства самолета Як-130, ограничившись лаконичной фразой: "Мы уверены в этой машине и ее хорошем будущем". Впрочем, судя по дальнейшей реакции зарубежных коллег по небу, которые достаточно скоро исчерпали спектр вопросов, и этих слов главкома им было вполне достаточно.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 21 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-27, Як-130, МиГ-29, Су-25, Мираж, Су-30, Алмаз, Михайлов Владимир (в процессе тестирования)