О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Десант сенаторов на "Сатурн"

Члены Совета Федерации поддержали цель НПО "Сатурн" - войти в элиту производителей газотурбинной техники

Нерешенные проблемы развития российской авиации, а следовательно, и обеспечения безопасности страны достигли стадии, когда эта задача вышла за рамки отдельного ведомства и стала общенациональной. Именно этим фактором был обусловлен состоявшийся 12 марта визит большой группы членов Совета Федерации на НПО "Сатурн".

Как сказал автору этих строк первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Василий Ключенок, "до недавнего времени, по сути дела, в стране не понимали, по какому пути развивается наше самолетостроение". И развивается ли оно вообще? Сенатор В. Ключенок с сожалением констатировал, что несколько авиационных заводов уже почили в бозе. Сегодня о них и не вспоминают. Но есть предприятия, которым удалось в этот трудный переходный период не только остаться на плаву, но и значительно развить в рыночных условиях свой интеллектуальный, технологический, инновационный и производственный потенциал. К ним сенатор отнес НПО "Сатурн". По оценке В. Ключенка, это произошло благодаря тому, что предприятие вложило "достаточно серьезные средства в модернизацию производства, в развитие высоких технологий, ориентированных на перспективу".

"В конечном итоге высокие технологии - это прямая составляющая безопасности и обороноспособности страны", - подчеркнул заместитель председателя комитета. Недаром эти проблемы стали предметом рассмотрения на прошедшей в Москве 15 марта конференции "Развитие оборонно-промышленного комплекса как фактора национальной безопасности РФ". С докладами на форуме выступили председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, руководитель Роспрома Борис Алешин, председатель СФ Сергей Миронов, замминистра промышленности и энергетики Андрей Реус, генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов и другие.

Но вернемся к поездке членов Совета Федерации в Рыбинск на НПО "Сатурн". Группу сенаторов численностью более 10 человек возглавил председатель Комиссии СФ по естественным монополиям Николай Рыжков. Авиация является системной отраслью экономики страны, этим и был обусловлен большой состав сенаторов, представляющих разные комитеты и комиссии СФ. По словам члена Комитета СФ по промышленной политике Виктора Глухих, было важно посмотреть, что делается "не только на придворных предприятиях, находящихся в Москве, но и за ее пределами". Тем более что уже сегодня Рыбинск называют "планетой авиационных моторов", а в последние годы - и энергетических.

Прошла эйфория 90-х годов, когда считали, что рынок все расставит по местам и решит проблемы. Что не следует, мол, предпринимать со стороны государства специальных организационно-управленческих и финансовых усилий для поддержания высокотехнологичных секторов экономики страны, в частности авиаиндустрии. Несостоятельность подобных теорий "младореформаторов" и привела к бедственному положению авиационного комплекса России. К счастью, нашлись в стране здравомыслящие руководители предприятий, которые шли своим путем, анализировали реальную ситуацию на авиационном рынке и на этой основе формировали перспективу развития, достойно подведя свое объединение к временам кардинального изменения ситуации, реальной поддержки государственной властью важнейших секторов промышленности.

Поездка сенаторов в Рыбинск очень важна, сказал Николай Рыжков, поскольку на "Сатурне" сосредоточены практически все ключевые программы по разработке и производству газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, кораблей российского Военно-морского флота и судов Погранслужбы ФСБ РФ, по производству наземных энергоустановок. Экс-премьер был поражен тем, что увидел на заводах и в КБ "Сатурна". "Я сам бывший машиностроитель, но что нам продемонстрировали здесь, это совершенно другой класс", - заявил Н. Рыжков, понимающий толк в этих делах, поскольку в бытность его председателем правительства СССР наша страна являла собой наряду с США и Европой один из крупнейших центров мирового авиастроения.

В последние 10 лет "Сатурн" убедительно демонстрирует пример проработанной стратегии, правильного выбора приоритетов, партнеров в международной кооперации, эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов. Фактически на базе предприятия реализуется модель организации национальной двигателестроительной корпорации с концентрацией приоритетных для государства программ.

Предприятие является головным по созданию двигателя 5-го поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. В этом году пройдет очередной этап летных испытаний двигателя 117С для новейших модификаций современных тяжелых истребителей марки "Су". На "Сатурне" успешно реализуется масштабный международный проект по созданию двигателя SaM146 для гражданских самолетов Су-100 SuperJet. И что характерно, впервые в истории России создается авиационный двигатель для иностранного заказчика - АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета индийских ВВС HJT-36.

Впервые в постсоветский период отечественная авиадвигателестроительная компания выходит на подобный уровень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ в создании нового поколения авиационных двигателей. И эти двигатели начинают на равных конкурировать с грандами мирового авиационного двигателестроения Европы и Америки. Такого еще не было в отечественной практике. Тем более за последние 20 лет в России мало что делалось в этом секторе. Примерно с 1985 года, когда было обрезано финансирование очень серьезных программ и по военной тематике. И это понятно: страна переживала тектонические изменения не только в общественной, но и технической области. Вряд ли стоит кого-то в этом обвинять.

Силовая установка - это дорогой продукт, стоимость которого составляет примерно треть стоимости любого летательного аппарата. Но 20 лет для техники очень много. Потому что, по сути дела, пропущено два поколения двигателей. И сегодня стоит задача сократить этот разрыв, чтобы встать в один ряд с высокотехнологичными державами.

Наряду с предприятиями и цехами, занятыми производством авиационных двигателей военного и гражданского назначения, члены Совета Федерации ознакомились с возможностями "Сатурна" по производству двигателей для энергетики, газоперекачки и других отраслей промышленности. В широком смысле это также является важным элементом обеспечения безопасности государства.

Учитывая усилия России по модернизации своей энергетической системы, НПО "Сатурн" создало самостоятельную структуру, занимающуюся разработкой и производством продукции наземной тематики, - дочернее предприятие "Сатурн - Газовые турбины". Поле деятельности в секторе наземной тематики огромно. Специалисты отмечали, что сегодня энергоемкость в валовом продукте России в четыре раза больше, чем в среднем в развитых странах мира. Если не решить задачу увеличения КПД выработки электроэнергии, то мы еще больше отстанем от Запада. Поэтому "Сатурн" принял вызов времени - создать совершенные газовые турбины для выработки электроэнергии. Эта задача столь же актуальна и для турбин для газоперекачки.

Руководство компании и законодатели были едины в понимании того, что Россия стоит сегодня на пороге энергомашиностроительного бума. Как сказал прибывший на "Сатурн" вместе с сенаторами член правления ОАО "Газпром" Богдан Будзуляк, его компания планирует существенно увеличить объем заказов оборудования, производимого НПО "Сатурн". По словам Б. Будзуляка, в предстоящие четыре года (с 2007 по 2010 г.) закупка на рыбинском предприятии газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных двигателей для их ремонта и замены возрастет в 2,5 раза.

Что касается энергетического оборудования для производства электроэнергии в собственных нуждах ОАО "Газпром", сейчас программа его закупки уточняется, сказал Б. Будзуляк. "За четыре года у "Сатурна" могут быть заказаны 40-50 таких комплексов", - конкретизировал ведущий специалист газовой отрасли. "Продукция "Сатурна" устраивает ОАО "Газпром" по своему качеству", - подчеркнул представитель "Газпрома". В числе объектов "Газпрома", эксплуатирующих сегодня продукцию НПО "Сатурн", Мострансгаз, Лентрансгаз и Севергазпром. Парк их оборудования включает ГПА и энергетические установки мощностью 4-6,3-10 МВт.

Сенаторы ознакомились на "Сатурне" с цехами, оснащенными самыми современными и производительными станками крупнейших зарубежных фирм, с изделиями, производимыми на этих станках для комплектации не только отечественных, но, что показательно, и зарубежных двигателей.

Можно было также увидеть станции на 2,5 МВт, полностью укомплектованные, упакованные и готовые к отправке потребителям. В частности, на Харвутинское месторождение нефти и газа. Станция после доставки к месту использования ставится на фундамент. К ней подводится газ, и она начинает давать электроэнергию. Можно поставить 2,5,6 таких станций, в зависимости от требований к объему электроэнергии, режиму эксплуатации. Суммарный КПД этих станций около 87%, что у специалистов считается достаточно высоким показателем для энергоустановок такой мощности. Не нужно строить ЛЭП для обеспечения работ на месторождении. В "Сургутнефтегазе" подобная станция окупается за 11 месяцев, поскольку она работает на попутном газе, цена которого очень низкая.

Энергетические и тепловые станции мощностью 6,3 МВт поставлены в Москву - Зеленоград, Переделкино, Пенягино, Курьяново. Каждая такая станция обеспечивает теплом и электроэнергией район примерно на 30 тыс. жителей. Исследования показывают, что в ближайшие 15 лет России понадобится примерно 20 тысяч турбин для выработки электричества и тепла для "Газпрома", РАО "ЕЭС" и других потребителей.

Изготовлен и успешно прошел испытания третий энергоблок мощностью 110 МВт для Ивановской парогазовой установки по заказу РАО "ЕЭС". Это был первый блок столь высокой мощности, полностью изготовленный в России специалистами НПО "Сатурн". Ранее подобные установки поставлялись Украиной или фирмами дальнего зарубежья. Спрос на установки большой мощности также растет. Уже имеются заказы на них из Рязани и других регионов страны.

Говорилось в Рыбинске и о том, что нельзя забывать о существовании мирового рынка газовых турбин. Конкуренция на нем велика. Российские потребители уже имеют возможность выбирать на нем нужную им продукцию. Предлагают ее американские корпорации "Дженерал электрик" и "Пратт энд Уитни", английская компания "Роллс-Ройс", германская "Сименс", японская "Мицубиси". Состязаться с ними непросто. В основном это частные компании, но все они поддерживаются и опекаются своими государствами. В этом смысле очень показателен пример "Дженерал электрик": государству здесь не принадлежит ни одной акции, при этом компания является мировым лидером по ряду технических направлений.

Сенаторы смогли убедиться, что "Сатурн" серьезно поставил перед собой амбиционную задачу войти в эту элиту производителей газотурбинной техники. Также они поняли, что сделать это в сфере высоких технологий без энергичной государственной политики и всесторонней поддержки невозможно.

За рубежом существует целый ряд методов и способов поддержки государством своих промышленных предприятий. Они известны. Большая их часть может быть применима в России, отмечалось в Рыбинске. Это организация лизинга высокотехнологичного промышленного оборудования. Снятие таможенных пошлин на оборудование, ввозимое из-за рубежа и не имеющее отечественных аналогов. Введение пошлин на зарубежное оборудование, аналогичное производимому в России. Субсидирование процентной ставки для тех банков, которые участвуют в долгосрочных промышленных программах. Частичное финансирование высокотехнологичных НИОКР и т.д. Свои предложения на этот счет "Сатурн" направил в Совет Федерации "для их изучения и превращения в законодательные инициативы и документы", считая, что совместная работа с законодателями позволит увеличить конкурентоспособность продукции российского хайтека.

Представители Совета Федерации в целом выразили свою однозначную позицию: "Поддерживать те производства, те предприятия, которые находятся на самом высоком уровне мировых технологий". К их числу они отнесли НПО "Сатурн", создавшее необходимую кадровую, производственную и технологическую базу для того, чтобы составить достойную конкуренцию мировым производителям газотурбинной техники.

Как отметил заместитель председателя Комиссии СФ по естественным монополиям Олег Толкачев, объединения такого уровня, решающие масштабные и значимые для страны задачи, необходимо максимально поддерживать. "Я убежден, что государство заинтересовано в успешных результатах и дальнейшем развитии НПО "Сатурн", своего надежного стратегического партнера", - подчеркнул сенатор. По его оценке, уже на созданной на "Сатурне" базе объединение обладает потенциалом "на полпорядка увеличить" производство газотурбинной техники. Он пообещал "постараться" способствовать этому. "Наша комиссия однозначно настроена на то, чтобы поддерживать те производства, те предприятия, которые сегодня работают на самом высоком уровне не только российских, но и мировых технологий", - подчеркнул сенатор.

Поделился своими впечатлениями и Василий Ключенок. По его словам, он испытал на "Сатурне" одновременно глубокую радость и ужас. Ужас оттого, что Россия "могла потерять в какой-то промежуток времени все это высокотехнологичное производство". А радость - "оттого, что этого не случилось". А возглавлявший делегацию членов Совета Федерации Николай Рыжков на встрече с журналистами в конце визита отметил большие успехи "Сатурна" "с точки зрения реконструкции предприятия по новым технологиям". "Для нас это является эталоном, и мы должны сделать для себя вывод, что же нужно изменить в законодательном плане, чтобы подобные изменения произошли на других предприятиях страны ", - подчеркнул глава Комиссии СФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка