Источник: газета «Гудок»
Опубликовано: 21.03.2007, 15:12

Задержки рейсов занесут в баланс


В 2007 году будут приняты новые федеральные авиационные правила. К авиакомпаниям, часто отменяющим или задерживающим свои рейсы, начнут применять строгие санкции.

Росавиация встала на защиту пассажиров, изучив итоги работы компаний в новогодние праздники.

За первые 14 дней 2007 года авиаперевозчики "общими" усилиями сорвали более 130 чартерных рейсов. Общее количество пострадавших от этого туристов за новогодние каникулы оценивается в 30 тыс. человек. Но лишь чуть более сотни пассажиров обратились с исками в суды.

"Понятно, что чартеры в отличие от регулярных рейсов намного дешевле. Ждать максимального комфорта пассажирам таких рейсов не приходится. Во всем мире чартеры обслуживаются в последнюю очередь. Но произошедшие во время новогодних праздников длительные задержки рейсов - случай из ряда вон выходящий", - заявил замглавы Росавиации Евгений Бачурин.

Число задержанных рейсов было столь велико, что о ситуации с чартерами узнал сам президент Владимир Путин. Он рекомендовал заинтересованным ведомствам "в кратчайшие сроки выработать оптимальный алгоритм действий в подобных ситуациях". После этого проблемой чартерных перевозок, которыми прежде занимались только Минтранс и Росавиация, заинтересовалась также Общественная палата. Она совместно с депутатами Госдумы создала комиссию по расследованию произошедших задержек.

Общественная комиссия разработала систему рекомендаций в адрес туроператоров и авиакомпаний. Принято решение о создании Единого информационного центра, который возьмет на себя защиту прав российских граждан, вылетающих за рубеж.

Напомним, Минтранс после своих расследований вынес предупреждение авиакомпаниям "Сибирь", "Красноярские авиалинии", "ВИМ-Авиа" и "Башкирские авиалинии". У этих перевозчиков были самые длительные задержки рейсов. Правда, через некоторое время обвинения с "КрасЭйр", "Сибири" и "ВИМ-Авиа" сняли. Эти авиакомпании предъявили в Ространснадзор план мероприятий по устранению недостатков. Впредь по решению Минтранса авиакомпании, не устранившие неполадки в подготовке лайнеров и систематически нарушающие правила чартерных перевозок, будут лишаться лицензий.

В авиакомпаниях говорят, что задержки рейсов крайне невыгодны и самим перевозчикам. Представитель авиакомпании "Сибирь" Евгений Ключарев объясняет: "Если возникает техническая неисправность, приходится менять самолет на резервный. Но если и основной самолет, и резервный вышли из строя, мы меняем тип самолета. Нередко вместо Airbus летят два Ту-154 либо два Boeing. Нам в любом случае приходится выполнять условия договора перевозок. Но как только приходится менять один лайнер на другой (большей вместимости) или на два самолета, авиакомпания несет огромные издержки". По словам начальника пресс-службы "КрасЭйр" Ольги Трапезниковой, в большинстве случаев задержки случаются по метеоусловиям. И при этом возрастают расходы за обслуживание в аэропорту.

Заместитель генерального директора компании "ВИМ-Авиа" Сергей Пинчук рассказывает, что некоторые проблемы с отправкой рейса предсказать почти невозможно: "Буквально накануне начала новогодней чартерной программы на одном из воздушных судов при осмотре был обнаружен дефект двигателя. А впоследствии из-за неосторожной работы наземных служб в аэропорту Хургады (Египет) было повреждено второе воздушное судно. В результате у "ВИМ-Авиа" произошел сбой в цепочке расписания. Как следствие - возникли проблемы с задержками рейсов, получившие широкий общественный резонанс. Отменить согласованную программу чартеров было уже невозможно. Да и туроператоры не смогли бы поставить на этом направлении другого перевозчика, так как на рынке образовался острый дефицит воздушных судов".

По словам пресс-секретаря авиакомпании "Сибирь" Ильи Новохатского, в новогодние дни на пунктуальности выполнения рейсов всегда сказывается и большая загруженность аэропорта: "Во время пиковых периодов на аэродроме выстраивается очередь из самолетов, готовых к вылету. Если произошел сбой в обслуживании хотя бы одного борта, автоматически начинают задерживаться все остальные".

Специфика чартерных рейсов состоит еще и в том, что здесь далеко не так просто, как на регулярном рейсе, решается вопрос замены машин: в случае с чартером приходится вновь согласовывать рейс со всеми аэропортовскими службами, в том числе в транзитных странах, над которыми будет проходить полет. На это уходит обычно до пяти часов (в зависимости от дальности маршрута).

Тем не менее, по словам Евгения Бачурина, для предотвращения срыва рейсов Росавиация ужесточит требования к перевозчикам. Авиакомпании, подчеркивает он, обязаны иметь определенный резерв воздушных судов. "Мы понимаем, что крупным компаниям сделать это гораздо проще, чем мелким. Чем меньше авиакомпания, тем больше риски. Но пассажир должен рассчитывать на уважительное отношение независимо от того, услугами какой компании он пользуется. Поэтому ему нужна вся информация о перевозчиках", - считает Евгений Бачурин. По мнению политолога Игоря Маркова, доступность такой информации для пассажиров "может привести к тому, что услугами мелких компаний станут пользоваться все реже, и в итоге чартерные программы будут выполнять только крупные надежные компании".

"С одной стороны, предъявлять более жесткие требования к чартерам разумно, - считает аналитик из ИК "Битца-Инвест" Денис Барабанов. - Авиакомпании должны понимать, что к чартерам нужно подходить серьезнее и ответственнее. Но не все авиакомпании могут позволить себе держать наготове резервный самолет. К сожалению, не все самолеты, которые используют наши авиакомпании, высокого качества, поэтому поломки случаются. Должен быть найден какой-то компромисс между авиационными властями и перевозчиками. Как по поводу штрафных санкций, так и по вопросу резервирования судов".

Сергей Быхал, директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро":

- "Трансаэро" решила не дожидаться поправок в Воздушный кодекс. Мы готовы ужесточить собственные правила, которые начнут действовать уже с 26 марта.


Пассажир должен знать, на что он может рассчитывать в ситуации, когда его рейс откладывается или отменяется. Например, внутренние стандарты авиакомпании "Трансаэро" в случае задержки рейсов не только не уступают европейским, но и превосходят их по ряду позиций. Это касается частоты предоставления питания ожидающим пассажирам, набора бесплатных услуг для них, включая уровень предлагаемой гостиницы.

"Трансаэро" первой в России приняла решение применять на всех своих рейсах правила Европейского парламента и Совета ЕС № 261/2004 от 11 февраля 2004 года о компенсации и помощи пассажирам. Необходимо подчеркнуть, что европейские правила (вопреки ошибочным утверждениям, иногда появлявшимся в отдельных СМИ) не предусматривают выплаты авиакомпаниями каких-либо обязательных денежных компенсаций пассажиру в случае задержки рейса. Вместе с тем они обязывают авиакомпании выплачивать компенсации в случае невозможности осуществить перевозку пассажира с билетом из-за отсутствия места в самолете или в случае отмены рейса. В зависимости от протяженности полета эти компенсации могут составлять от 250 до 600 евро на человека. "Трансаэро" также будет выплачивать в этих случаях эквивалентные компенсации.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 21 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Федеральное агентство воздушного транспорта, Бачурин Евгений, Быхал Сергей, Ту-154, Ключарев Евгений, ВИМ-АВИА (VIM Airlines) (в процессе тестирования)