Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Сергей Машкин; Павел Седаков
Опубликовано: 22.03.2007, 12:09

"Утюжок" слишком быстро шел на посадку

Командир Ту-134 не видел, куда садился


Первые результаты расследования катастрофы Ту-134 авиакомпании UTair 17 марта в Самаре стали известны вчера. Как сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), расшифровка данных бортовых самописцев показала, что до момента аварии все системы самолета работали в штатном режиме, но при этом экипаж снижался слишком быстро, не видя к тому же взлетно-посадочной полосы.

Специалисты МАКа завершили вчера считывание данных бортовых самописцев самолета Ту-134, при крушении которого в аэропорту Самары погибли 6 человек и еще 27 оказались в больнице. Теперь у участников расследования имеются полные данные со всех установленных на лайнере "черных ящиков": аварийного и эксплуатационного накопителей параметрической информации (фиксирует параметры полета), трехкомпонентного самописца К3-63 (записывает приборную скорость и вертикальную перегрузку) и аварийного накопителя звуковой информации (фиксирует переговоры в кабине пилотов). "На основе полученных данных были построены графики, которые дали нам картину аварийного полета от его начала и до разрушения самолета", - пояснили в МАКе, отметив, что сейчас специалисты приступили к расшифровке переговоров экипажа и диспетчеров.

"Мы уже твердо знаем, что отказа двигателей не было", - огласил Ъ первые итоги расследования зампред МАКа Олег Ермолов, пояснив, что двигатели работали в соответствии с положением рукояток управления вплоть до аварии. "Пожара и разрушения самолета в воздухе также не было. По имеющимся данным, Ту-134 был готов к посадке: шасси выпущены, закрылки выпущены на 30°, механизация крыла была в положении, соответствующем посадочному", - подчеркнул господин Ермолов. При этом он пока не смог пояснить, была ли исправна курсоглиссадная система (КГС), которая используется для захода самолета на посадку по приборам. Напомним, что бортмеханик Ту-134 Александр Муратов сообщил ранее, что в бортовом журнале самолета имелась запись об отказах в работе КГС. "Есть отдельная запись КГС, она считана, сейчас проводится ее анализ", - сказал Олег Ермолов. При этом он подчеркнул, что пока МАК официально не может заявить о причинах авиакатастрофы.

Между тем, как стало известно Ъ, в МАКе уже склоняются к тому, что к катастрофе привели неправильные действия экипажа. Изучая данные самописцев, участники технического расследования установили, что Ту-134 шел на посадку слишком быстро, а на высоте 60 метров, в так называемой точке принятия решения, его пилоты продолжили снижение, хотя самолет оказался в густом тумане и они не видели взлетно-посадочную полосу. Согласно летным инструкциям, оказавшись в такой ситуации, командир экипажа должен был принять решение об уходе на второй круг или запасной аэродром. Но почему Ту-134 в итоге сел, не долетев 400 метров до полосы и в стороне от нее на 150 метров, участниками расследования пока не установлено. Не исключено, что пилотов все-таки подвела КГС. В любом случае, считают источники Ъ, пассажиров Ту-134 спасли не действия экипажа (бортмеханик Муратов утверждал, что в самый последний момент пилоты перевели двигатели в режим взлета и машина не воткнулась в землю, а покатилась по ней), а прочность самой конструкции самолета. "Утюжок" (так в авиации называют Ту-134. - Ъ) спас - его крепкий корпус не развалился сразу при ударе о землю", - сказал Ъ один из участников расследования.

В UTair Ъ заявили, что официально обнародованные данные бортовых самописцев доказывают, что самолет был полностью технически исправен. В авиакомпании по-прежнему считают, что наиболее вероятной причиной аварии стало резкое ухудшение погодных условий на завершающей стадии посадки.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 22 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт "Казань", Авиакомпания Utair, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт Когалым, Ту-134 (в процессе тестирования)