Источник: газета «Гудок»
Автор: Дмитрий Благов
Опубликовано: 22.03.2007, 12:56

Техника пилотажа


ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" планирует в ближайшие несколько недель подписать контракт с Airbus на поставку самолетов, сообщил генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов.

Эксперты обращают внимание, что комбинированный контракт, который будет предусматривать поставку как А330, так и самолетов А350, планируется подписать в тот момент, когда Airbus переживает не лучшие времена. На прошлой неделе национальные профсоюзы провели общеевропейский день протеста против политики руководства авиакомпании Airbus.

"Драконовский", по утверждению профсоюзных лидеров, план реорганизации компании получил одобрение совета директоров Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS), чьей почти 100-процентной "дочкой" является Airbus.

Согласно распространенному EADS коммюнике, реализация плана реструктуризации Airbus под названием Power-8 "позволит противостоять ослаблению доллара, вынести финансовые нагрузки, связанные с отставанием от графика программы выпуска авиалайнера А380, и обеспечить будущие потребности финансирования". Главная цель реорганизации Airbus - вернуть компании прибыльность. После того как концерн оказался неспособным выполнить контракты на постройку новых самолетов, руководство признало наличие кризиса и разработало жесткий план реструктуризации.

С целью сокращения производственных издержек Airbus планирует за четыре года продать или закрыть шесть из 16 своих заводов и сократить 10 тысяч из 57 тысяч работников. Руководство компании утверждает, что этот шаг позволит снизить к 2010 году производственные издержки на 2 млрд. евро в год. Высвобожденные средства будут направлены на производство суперлайнера A380, что позволит концерну успешнее конкурировать с давним соперником - Boeing.

Первоначально рассмотрение плана реструктуризации Airbus было намечено на февраль, однако затем оно было перенесено из-за разногласий между Францией и Германией, которые являются основными акционерами EADS и Airbus. О том, насколько серьезны эти разногласия, свидетельствует тот факт, что детали плана обсуждались на самом высоком межгосударственном уровне с участием президента Франции Жака Ширака и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. В результате стороны договорились справедливо распределить нагрузку, связанную с реализацией плана экономии.

Рыночные эксперты ожидают, что больнее всего реструктуризация ударит по заводам Airbus во Франции и Германии. При этом и французы, и немцы уверены, что именно их страна понесет наибольшие убытки. Коснется реформа и одного предприятия Airbus в Великобритании.

В странах-акционерах все стараются спасти каждый свою долю в компании, заявил в этой связи президент Airbus Луи Галлуа. Всего в Европе на предприятиях Airbus трудятся до 56 тысяч человек. Из них 36% заняты в Германии, 31% - во Франции, 18% - в Великобритании и 6% - в Испании.

По информации немецкой газеты Handelsblatt, руководство EADS несколько смягчило первоначальные планы в отношении Airbus. На первых порах речь шла об отчуждении восьми заводов филиалов. При этом после продажи они бы не имели преимущественного права на получение контрактов, а должны были конкурировать с другими производителями комплектующих, в первую очередь из Индии, Китая и России.

При реализации утвержденного плана реструктуризации Airbus распределение работ по производству пассажирского авиалайнера А380 - виновника финансового кризиса - останется без изменений, а вот работы по созданию его грузовой версии приостановлены. Что касается развертывания производства дальнемагистрального самолета А350, оно будет по-прежнему осуществляться преимущественно во Франции. При этом немецкой стороне удалось добиться полного переноса в Германию производства фюзеляжа авиалайнера и того, что сборка всех модификаций самой успешной модели пассажирских самолетов А320 будет также осуществляться в Германии.

В середине января президент Airbus Луи Галлуа сообщил, что в портфеле концерна по итогам 2006 года находится в общей сложности 2533 заказа, что составляет 51% от объема заказов всей мировой авиастроительной индустрии. Основную часть портфеля Airbus составляют среднемагистральные лайнеры семейства А320, грузовые А300 и дальнемагистральные А330 и А340.

В 2006 году компанией было поставлено 434 самолета - 339 узкофюзеляжных, 9 грузовых и 86 широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров.

Вместе с тем, отметил г-н Галлуа, баланс концерна по итогам 2006 года может оказаться отрицательным ввиду серьезных проблем, связанных с отставанием от графика выпуска крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера А380.

По оценкам специалистов Airbus, мировая потребность в магистральных самолетах на ближайшие 20 лет составит 22 тысячи единиц. Несмотря на проблемы, Airbus подтвердил исполнение своих обязательств перед российской стороной. "Безусловно, план реструктуризации компании вызвал негативную реакцию в мире. Однако для сотрудничества непосредственно с Россией он не будет иметь негативных последствий. Число заказов на самолеты Airbus продолжает расти, что, соответственно, ведет к увеличению потребностей компании в том же титане, закупка которого осуществляется на российском предприятии "ВСМПО-Ависма", - сказали в российском представительстве Airbus. В 2006 году корпорация "ВСМПО-Ависма (Верхняя Салда) покрывала 55 - 60% потребностей Airbus в титане.

В российском представительстве концерна отметили также, что к настоящему времени ни одна из авиакомпаний России не отказалась от своих заказов на самолеты Airbus.

В России он ведет свою деятельность по трем основным направлениям. Осуществляется научно-техническая работа в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и инженерном центре ИКАР, созданном в 2003 году российской компанией "Каскол" и Airbus. С 2006 года на Иркутском авиационном заводе ведется производство комплектующих для семейства самолетов А320, А330/А340 и А380. Заказы рассчитаны на 10 лет, их объем составляет $14 млн. в год.

Кроме того, в 2010 году начнет работу совместное предприятие компании EADS и российской корпорации "Иркут" по конвертации пассажирских самолетов семейства А-320 в грузовые. В настоящее время в ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) ведется подготовка производства комплектующих для самолетов А320 и А380.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 22 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Корпорация ВСМПО-АВИСМА, Аэрофлот - российские авиалинии, Самолетостроение, Икар (Pegas Fly), Окулов Валерий, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)