О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мотор Сич" уходит в оппозицию

Правительственные планы по созданию концерна "Авиация Украины" не нашли поддержки даже среди политических соратников украинского премьера

Правительственные планы по созданию концерна "Авиация Украины" не нашли поддержки даже среди политических соратников премьера. Гендиректор "Мотор-Сичи" и депутат от Партии регионов Вячеслав Богуслаев, который является одним из наиболее влиятельных фигур отечественного авиапрома, перешел к отрытой критике правительственной политики в отрасли.

Идея механического объединения всех авиастроительных госпредприятий, вынашиваемая первым вице-премьером Андреем Клюевым, ожидаемо встретила сопротивление со стороны крупнейших субъектов украинского авиапрома, каждый из которых в этом процессе пытается отстоять собственные интересы. Однако едва ли не впервые Кабмин услышал столь резкую критику в свой адрес, причем со стороны своего политического соратника.

На проведенной 20 марта пресс-конференция депутат Партии регионов обвинил правительство Януковича в проведении неадекватной и неэффективной политики в национальном авиастроении. В. Богуслаев начал свое выступление с рассказа журналистам о том, как оказался в первой пятерке ПРУ, и какие цели преследовал, решив баллотироваться в Верховную Раду. По его словам, он согласился участвовать в выборах на стороне регионалов с условием, что в случае прихода к власти, особый акцент будет делаться на развитии авиастроения. Однако, стратегическая линия развития авиапрома, которую начал проводить Кабмин, сформированный Антикризисной коалицией, очень разочаровала гендиректора "Мотор-Сичи", вследствие чего он и решил публично высказать свою точку зрения на происходящие процессы в отрасли.

Больше всего В. Богуслаева беспокоит инертность государственной власти по отношению к проблемам украинской авиации. Гендиректор "Мотор Сичи" высказал убеждение, что в сегодняшних условиях правительство должно играть более активную роль в развитии отрасли. При этом акцент должен делаться не на раздачу дотаций заводам банкротам, а на механизмы расширения спроса на самолеты украинского производства.

В данном контексте, депутат указал на неэффективность деятельности государственной лизинговой компании, которая сконцентрировала все свое внимание и финансовые ресурсы на закупках железнодорожного транспорта, игнорируя авиацию. В то же время, лизинговые схемы в большинстве развитых странах, позволяют авиакомпаниям приобретать самолеты, благодаря чему авиастроители обеспечены заказами. Вторая составляющая внутреннего спроса - армия, сегодня также не оказывает позитивного влияния на спрос, в силу отсутствия достаточного финансирования со стороны того же Кабмина.

Далее Богуслаев подверг острой критике высказывания некоторых правительственных чиновников о намерении продавать на экспорт не готовую продукцию, а только теоретические разработки. Гендиректор "Мотор-Сичи" высказался категорически против подобных инициатив, поскольку в этом случае существует риск потери собственного производства.

Однако, в потоке всех этих обвинений, четко прослеживалось главная линия недовольства Богуслаева, - намерение Кабмина объединить авиастроительные госпредприятия в единую структуру. Напомним, что согласно решению правительства в концерн должно войти 9 предприятий: АНТК им. Антонова, Киевский государственный авиационный завод "Авиант", ГП "Киевский авиаремонтный завод №410 гражданской авиации", харьковский завод "Радиоизмеритель", ГП Харьковский машиностроительный завод "ФЭД", ГП Харьковское агрегатное конструкторское бюро при заводе ФЭД, НИИ "Буран", ГП "Новатор", ГП "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Прогресс".

В. Богуслаев очень критично оценил подобные планы правительства. "Я не знаю, что лежит в основе этого решения, но оно непрофессионально, нелогично", - сказал он. По словам депутата, "ни одно из 11 предыдущих правительств не дошло до такого: никто никогда и близко не подходил к предприятиям ОПК". Гендиректор "Мотор Сичи" не исключил, что за решением о создании госконцерна стоит цель приватизации наукоемких высокотехнологичных предприятий, имеющих в своем распоряжении, в том числе, исчисляемые сотнями тысяч гектаров земельные площади. "Осталось выяснить - под кого (будет осуществляться приватизация - авт.)", - резюмировал Богуслаев.

По всей видимости, недовольство В. Богуслаева политикой Кабмина берет свое начало на концептуальном уровне развития авиапрома. В отличие от правительства, которое хочет создать конгломерат, в рамках которого будут иметь место как горизонтальные, так и вертикальные производственные связи, руководитель "Мотор Сичи" предложил собственный план интеграции авиастроительных предприятий Украины. По его словам, возглавляемый им подкомитет комитета по национальной безопасности и обороне Верховной Рады вышел через Совет национальной безопасности и обороны с инициативой о создании в Украине специализированный национальных агентств в сфере ОПК, в частности, по самолетостроению, по вооружениям, по радиоэлектронике, по судостроению.

Подобный механизм был внедрен в авиапроме Российской Федерации, создающей интегрированные структуры в авиастроении по классам авиатехники и в двигателестроении. Однако, стоит отметить, что такой формат не оправдал себя, или же изначально планировался как переходной. В настоящий момент россияне движутся к созданию мощных конгломератов, в которые должны войти все предприятия отрасли.

За острой критикой народного депутата своих однопартийцев, помимо "заботы о будущем авиастроительной отрасли украинской экономики" также прослеживаются определенные личные бизнес-интересы. Гендиректор "Мотор Сичи" давно мечтает создать собственную объединенную авиастроительную компанию, которая, по меньшей мере, охватывала бы двигателестроительный сегмент. В перспективе, В. Богуслаев решительно настроен создать собственную вертолетостроительную компанию. К слову, на проведенной пресс-конференции он также подверг критике пассивность правительства к данной его инициативе.

Однако для того, чтобы сформировать производственную цепочку необходимо, во-первых, интегрировать в это объединение ряд государственных предприятий, а, во-вторых, представить свое объединение как наиболее рентабельное и перспективной с целью выбить из государства поддержку, в том числе материальную. Создание концерна "Авиация Украины" отодвигает на второй план инициативы В. Богуслаева. Более того, согласно планам правительства в состав объединения должен быть также включен один из крупнейших в СНГ разработчиков авиадвигателей - Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) "Прогресс".

"Прогресс" является государственным предприятием, однако он тесно интегрирован в работу частной акционерной компании "Мотор Сичи". Разрыв существующих связей может существенно усложнить и удорожить партнерство между двумя структурами. Помимо этого КБ является законным владельцем многих разработок, которые используются в производственной деятельности "Мотор Сич". В силу наличия "особых отношений" Богуслаев сегодня использует интеллектуальные ресурсы "Прогресса", а также его технологии по достаточно низким расценкам. В случае интеграции КБ в "Авиацию Украины" часть интеллектуального ресурса будет переориентирована на другой вид деятельности. К тому же Богуслаев утратит свободный доступ к разработкам "Прогресса".

Особую обеспокоенность гендиректора "Мотор Сичи" вызывает перспектива приватизации предприятий концерна "Авиация Украины", о возможности которой заявил А.Клюев. Естественно, что в этом случае, КБ полностью уйдет из-под сферы влияния В. Богуслаева. Во время пресс-конференции, он дал понять, что "Прогресс" более целесообразно интегрировать с его компанией, с возможностью дальнейшей приватизацией.

Напомним, что в январе этого года было анонсировано создание авиационной моторостроительной корпорации в составе "Прогресса" и "Мотор-Сичи". К слову, руководство КБ также подвергло критике решение правительства о его присоединении к "Авиации Украины". В "Прогрессе" предвидят негативную реакцию со стороны постоянных партнеров по кооперации в связи с возможным смещением приоритетов в деятельности КБ, работающего не только в сфере авиадвигателестроения, но и в секторе наземной инфраструктуры, в частности, индустриальном газотурбиностроении.

Таким образом, очередная попытка объединить отечественный авиапром снова начинается с противостояния между субъектами интеграции и правительством. Резкая публичная критика Кабмина со стороны Богуслаева свидетельствует о критической массе накопившихся противоречий между политическими соратниками относительно парадигмы управления национальным авиапромом. В данном контексте, правительству остается либо продолжать свою линию, подавляя сопротивление "снизу", что как показывает практика, достаточно проблематично, либо согласится на дробление концерна, что более реально, но менее эффективно....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка