Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Роман Кирилло, Наталья Антонова
Опубликовано: 23.03.2007, 13:59

Boeing и Airbus идут на таран

ЕС и США обвиняют друг друга в выдаче незаконных госсубсидий


На заседаниях ВТО в среду и четверг США и Евросоюз вновь обвинили друг друга в чрезмерной помощи своим авиастроительным концернам Boeing и Airbus. В американской жалобе отмечается, что ЕС выделил Airbus различных субсидий на сумму 100 млрд. долл. В ответ Европа заявила, что США безвозмездно перечислили Boeing около 23,7 млрд. долл. ВТО проверяет законность госсубсидий, и точка в многолетнем споре может быть поставлена в начале 2008 года.

Конфликт конкурирующих авиапроизводителей из-за субсидирования проектов - давний предмет дискуссий между представителями ЕС и США в ВТО. По правилам международной торговли, поддержка производителя правительством незаконна, если другой член ВТО сумеет доказать, что субсидия нанесла ущерб его компании или отрасли.

Последние официальные жалобы в ВТО Boeing и Airbus подали друг на друга в 2004 году на пике конкурентной борьбы, когда Airbus лидировал. Но в 2006 году Boeing получил почти на четверть больше заказов на новые самолеты, чем Airbus, и впервые за пять лет вырвался вперед. Тем не менее на прошедшем заседании организации представитель США вновь обвинил Европу в незаконных субсидиях для компании-конкурента.

Америка призвала ВТО "принять скорейшие меры" в отношении Airbus, иначе "стратегия Европы будет и дальше вредить" американскому производителю гражданских самолетов. Вдобавок США заявили, что на днях Великобритания, Франция, Германия и Испания выделили 15 млрд. долл. на стартовую поддержку новых проектов европейской компании, которые в будущем принесут ей до 100 млрд. долл. прибыли. Речь идет прежде всего о проекте дальнемагистрального самолета А350 XWB, который создается в качестве прямого конкурента Boeing 787 Dreamliner.

В Airbus отвечают, что выход американской компании на первые позиции также подпитывался из госисточников. По законам США осуществлять такие платежи труднее, чем по европейским, поэтому поддержка Boeing идет через заказчиков из NASA и Министерства обороны, а также через ряд региональных бюджетов. Представители Евросоюза заявили, что речь идет о сумме 23,7 млрд. долл., которая, по информации европейской стороны, не обязательна к возврату. ЕС утверждает, что за период с 1990 по 2004 год Boeing получила 18,9 млрд. долл. по линии NASA и Пентагона, а также значительные налоговые послабления. Еще 4,8 млрд. компании предоставили власти крупных городов, где расположены производственные мощности.

Эксперты считают господдержку естественной для таких больших компаний, как Boeing и Airbus. С европейской точки зрения, которую представителям ЕС даже удается отстаивать с определенным юридическим обоснованием, стоимость запуска того или иного проекта настолько высока, что жизненно необходимо поддерживать и защищать компании, участвующие в реализации. "В Airbus такую поддержку всегда называли подъемной помощью, которая подлежит возвращению, - сказал РБК daily эксперт отраслевой консалтинговой фирмы Arran Aerospace Даг Маквити. - Американцы пытаются атаковать Airbus единственным открытым путем - через субсидии".

Даг Маквити уверен, что исходом споров между Boeing и Airbus может стать решение ВТО о сокращении или полном запрете на субсидии такого рода. Вердикт ВТО ожидается в начале 2008 года. Возможно, что ВТО ускорит разделение Airbus на два подразделения - широкофюзеляжных и узкофюзеляжных самолетов, что отчасти выгодно Boeing. Единственным позитивным моментом такого финала эксперт считает перспективное привлечение сторонних участников для финансирования затратных программ, подобных А350.

Virgin не дают взлететь

Новая американская авиакомпания-дискаунтер Virgin America Inc., созданная британским миллиардером Ричардом Брэнсоном, владельцем группы компаний Virgin Group Ltd., получила предварительное разрешение начать полеты, однако пока не ясно, когда же состоится первый рейс. Американские власти препятствуют деятельности нового дискаунтера. В конце 2006 года уставные документы Virgin America были отвергнуты Министерством транспорта США, который ссылался на закон о том, что 75% акций перевозчика должны принадлежать американцам. Г-н Брэнсон пошел на уступки и передал часть акций доверенному лицу в США. Однако на этом проблемы не закончились: в среду американская Федерация труда подвергла резкой критике предварительное разрешение на перелеты. "Мы верим, что работники США окажутся в зоне риска, если вы разрешите иностранцам с их непонятными планами участвовать в управлении американскими компаниями", - сказал президент департамента торговли перевозками организации Эдвард Виткинд.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 23 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Самолетостроение, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис (в процессе тестирования)