О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Афганистан ожидает два весенних наступления

Руководство НАТО предполагает подавить сопротивление талибов в Афганистане лишь через два года

В 2006 году стало очевидно: миссия Североатлантического альянса в Афганистане переживает "застой". Топтание на месте как в борьбе с талибами, так и в социально-экономической реконструкции страны поставило на повестку дня перед находящимися под натовским командованием Международными силами содействия безопасности (ISAF) задачу - добиться коренного перелома в сложившейся ситуации.

Разгром и ликвидация

Между тем налицо - совершенно очевидная реанимация "Талибана". Натовское руководство прекрасно понимает, что прежде всего необходимо разрушить инфраструктуру движения, систему кадрового, военного и финансово-тылового воспроизводства "индустрии боевиков". Частично это удалось сделать в рамках военной операции "Медуза", проведенной в конце лета - начале осени 2006 года, но решающего успеха войскам альянса она не принесла.

Вот почему неизбежна новая крупномасштабная военная операция ISAF на юге Афганистана и в афганско-пакистанском пуштунском пограничье (по обе стороны линии Дюранда). А интенсивное и многомесячное распространение Вашингтоном и Брюсселем информации об угрозе "весеннего наступления талибов" в определенной мере является инструментом мобилизации сил западной коалиции, дабы обеспечить получение резервов и необходимого пополнения.

Сегодня НАТО в Афганистане преследует следующие военно-политические цели:
  • разгром основных вооруженных группировок "Талибана", контролирующих южные и восточные провинции Афганистана, физическая ликвидация наиболее авторитетных военных и политических лидеров талибов;

  • выход на афганско-пакистанскую границу и создание по ее периметру зоны безопасности;

  • обеспечение условий для проведения форсированных мероприятий по социально-экономической реконструкции территорий, освобожденных от талибов;

  • достижение договоренностей о сотрудничестве с лидерами пуштунских племен, проживающих в афганско-пакистанском приграничье (в долгосрочной перспективе - либо уничтожение "Талибана", либо его трансформация в более умеренное политическое движение с новыми лидерами во главе, готовыми вести переговоры с официальным Кабулом).
Именно для этого требуется войсковая операция сразу в нескольких провинциях Афганистана. Ее план, предполагающий активные боевые действия на юге Афганистана и переход к НАТО функции обеспечения охраны афганско-пакистанской границы, разработан при непосредственном участии командующего Объединенными силами НАТО в Европе генерала Банца Крэддока и был обсужден в начале февраля в Севилье на заседании министров обороны Североатлантического союза.

Причем не исключено участие в натовской операции вооруженных сил Пакистана, поскольку базы "Талибана" размещаются и в пакистанской провинции Северный Вазиристан. Существует также вероятность вторжения подразделений западной коалиции на территорию Пакистана (в случае успеха в южных районах Афганистана): ведь без разгрома тыловой инфраструктуры талибов в Пакистане об окончательной победе над ними говорить не приходится.

Сегодняшняя активность американских высокопоставленных чиновников и представителей штаб-квартиры НАТО на пакистанском направлении (сопровождаемая как призывами в адрес Исламабада усилить борьбу с талибами, так и угрозами санкций в случае отказа это сделать) свидетельствует о том, что Пакистан по-прежнему является "слабым звеном" в западной антиталибской коалиции. В данной ситуации выдвижение натовских войск на пакистанскую территорию для ее "зачистки" от талибов представляется если не неизбежным, то весьма возможным.

В Исламабаде, судя по всему, испытывают весьма противоречивые чувства в отношении "Талибана". Пакистанские власти, конечно, опасаются экстремистского движения. Но в то же время и не особенно желают, чтобы солдаты ISAF оказались в северной части страны. Не случайно у пакистанских лидеров периодически возникают проекты по минированию афганско-пакистанской границы. Это вроде бы должно помешать боевикам-талибам свободно перемещаться через линию Дюранда. Но может также и воспрепятствовать вторжению натовского контингента в Пакистан. Ибо не станет "Талибана", и Исламабад лишится эффективного рычага воздействия на афганскую и центрально-азиатскую политическую ситуацию.

На опережение

Соответственно, военно-политические задачи "Талибана" определяются неизбежностью крупного военного наступления НАТО весной-летом 2007 года. Интенсивные приготовления войск альянса к проведению масштабной операции на юге Афганистана очевидны, а потому и талибы готовятся защитить позиции движения в южных афганских провинциях, а также свою тыловую инфраструктуру в афганско-пакистанском пограничье. "Талибан" будет стремиться сохранить контроль над территорией проживания пуштунов (Пуштунистаном), постарается сорвать наступление ISAF и заставить войска западной коалиции перейти к оборонительной стратегии.

Для реализации этих целей талибам необходимо навязать противнику оборонительные бои в самых разных частях страны, заставляя его распылять свои силы, отвлекая их на локальные ответные действия (как, например, это попытались сделать талибы на юге провинции Гельманд в начале февраля, захватив город Муса-Кала).

Для "Талибана" важнейшей задачей сейчас становится нанесение упреждающего удара по наступательной группировке ISAF, проведение "превентивного наступления", которое бы позволило сорвать планы и сроки проведения натовской операции, рассредоточить части и подразделения, находящиеся в Кандагаре и Гельманде. Это и должно стать главной целью широко разрекламированного в мировых СМИ "весеннего наступления" талибов.

Оптимальным сценарием "талибского ответа" явилось бы опережающее наступление боевиков на Кандагар с одновременным нанесением многочисленных диверсионных ударов в Кабуле, захватом и удержанием небольших населенных пунктов и городов в различных провинциях страны.

Существенную роль в превентивных действиях "Талибана" по срыву наступательной операции НАТО могут сыграть террористы-смертники. По словам одного из командиров "Талибана" муллы Хаят Хана, движение располагает сегодня 2 тыс. шахидов, уже готовых к совершению терактов. Резерв "команды смертников", утверждает мулла, составляет еще около 5 тыс. человек.

Как отмечает главный редактор информационного портала "Афганистан. Ру" Омар Нессар, из южных районов Афганистана сейчас поступает информация о том, что талибы, располагающие значительными финансовыми ресурсами, активно вербуют за деньги камикадзе среди местного населения. Эффективность же действий смертников доказал террористический акт у ворот американской базы в Баграме, совершенный 27 февраля в момент визита вице-президента США Дика Чейни.

Страх солдат западной коалиции перед шахидами постоянно приводит к нежелательным инцидентам: только в Кандагаре натовские военные застрелили несколько мирных жителей, которых по ошибке приняли за террористов-самоубийц. Что, в свою очередь, порождает недовольство среди населения, еще больше осложняет отношения жителей афганских городов и сел с представителями ISAF. В конечном счете это играет на руку талибам.

Другим существенным элементом стратегии "Талибана" по срыву натовского наступления уже стала "минная война". Успешные подрывы фугасов в феврале, проведенные талибами в нескольких провинциях Афганистана, повлекли за собой потери среди солдат западной коалиции, местных полицейских и военнослужащих афганской армии. Очевидно, что талибы будут стремиться закрепить эти "достижения", активно используя фугасы против разворачивающихся для наступательных действий натовских сил.

"Минная война" и "война самоубийц", очевидно, будет развернута талибами как в Кабуле, так и в приграничных с Пакистаном провинциях. Анализ активности непримиримой оппозиции в 2006 году позволяет предположить, что целями ожесточенных атак боевиков на силы ISAF станут провинции Кунар, Хост, Пактика, Забуль, Кандагар, Гельманд, Фарах и Урузган.

Целесообразно обратить внимание на недавнее появление в восточной провинции Нангархар новой достаточно крупной организации "Талибана" под названием "Тора Бора" под командованием Юнуса Халиса - старшего сына известного в прошлом лидера моджахедов Анваруля Хака Муджахида. Эта структура талибов может оказаться одним из проявлений "асимметричного ответа" боевиков на готовящуюся операцию ISAF. На счету боевиков "Тора Бора" уже несколько вылазок против натовских и правительственных войск в районе города Кот, а в дальнейшем они намереваются действовать еще более активно. С учетом близости провинции Нангархар к Кабулу, наращивание сил Талибана здесь может заставить НАТО внести серьезные коррективы в стратегию своего наступления на юге.

Эпицентры боевых действий

Судя по интенсивной и взаимной концентрации сил Талибана и НАТО в провинциях Гельманд и Кандагар, именно там нужно ожидать наибольшую боевую активность противоборствующих сторон весной-летом 2007 года.

В настоящее время в Кандагаре и Гельманде идет сосредоточение основных боевых подразделений западной коалиции. Пока не приходится говорить о том, что интенсивная дипломатическая работа Брюсселя и Вашингтона по увеличению национальных воинских контингентов из стран-членов альянса, начавшаяся еще накануне Рижского саммита НАТО, увенчалась успехом. Несмотря на отдельные незначительные пополнения из европейских государств, основная тяжесть боев на юге Афганистана ляжет на американские (26 тыс. военнослужащих), британские (5,6 тыс. человек), канадские (2,5 тыс. человек) и голландские (2,2 тыс. человек) войска. Немецкий контингент (3 тыс. человек), расквартированный на севере Афганистана, и итальянские подразделения (1,9 тыс. человек), дислоцирующиеся в центре страны, скорее всего будут играть вспомогательную роль и вряд ли внесут весомый вклад в предстоящее наступление ISAF.

Ожидающаяся весной переброска в Афганистан американской 173-й парашютно-десантной бригады, подкреплений из Великобритании и Польши увеличит наступательные возможности контингента ISAF. Серьезную роль в грядущей операции НАТО сыграют и доставленные в Афганистан канадские танки "Леопард" (см. "НВО" № 8, 2007). Кстати, канадский контингент дислоцируется под Кандагаром.

Дополнительным доказательством подготовки натовского наступления является развертывание в Афганистане в начале марта чешского полевого госпиталя с обслуживающим медицинским персоналом в 70 человек и необходимыми медикаментами. В конце января из Кабула в Кандагар был переброшен инженерно-саперный батальон словацких вооруженных сил. ВВС Великобритании разместили в начале февраля в Кандагаре два новейших истребителя вертикального взлета и посадки Harrier GR9A ("Гончая"). Новые боевые самолеты должны не только пройти испытания в условиях афганского высокогорья, но и оказывать необходимую огневую поддержку с воздуха кандагарской группировке НАТО. Еще два английских истребителя будут выполнять аналогичную боевую задачу в Гельманде. Кроме того, в Гельманд перебрасываются четыре вертолета "Си Кинг" и транспортный самолет "Геркулес С-130". Наращивание британской военной мощи происходит также за счет бронированных боевых машин пехоты "Уорриор" и ракетных систем залпового огня.

Таким образом, весной-летом 2007 года именно от действий кандагарской и гельмандской группировок НАТО в решающей степени будет зависеть успех афганской миссии альянса в целом. Представители штаб-квартиры НАТО, официальные лица в Вашингтоне уже заявили о том, что 2007 год станет годом перелома в Афганистане. Перспективы этого перелома напрямую связаны с результатами наступления в южных афганских провинциях.

И все же в Брюсселе не рассчитывают нынешней весной одержать полную и окончательную победу над талибами. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер 10 февраля в Мюнхене заявил, что Североатлантический альянс рассчитывает подавить силы движения "Талибан" в Афганистане только в течение 2 лет. При этом генсек подчеркнул, что и после 2009 года НАТО следует сохранить свои войска в Афганистане.

По различным данным, талибы готовы уже сейчас выставить против войск западной коалиции в Кандагаре и Гельманде от 6 до 12 тыс. боевиков. С учетом подкреплений, находящихся в Пакистане, а также за счет вербовки наемников среди местного населения эта цифра может оказаться значительно выше. Во всяком случае, необходимым численным перевесом (3:1) для проведения успешной масштабной наступательной операции натовцы в Афганистане пока не располагают. Похоже, именно поэтому американский генерал Банц Крэддок в середине февраля заявил, что количество западных войск в Афганистане недостаточно для выполнения поставленных перед НАТО задач....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка