О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Москва-река впадает в Брахмапутру

О том, как финансируется проет "Брамос", и о характеристиках появившегося в результате оружия "НВО" попросило рассказать руководителя индийско-российского СП доктора А. Сиватхану Пиллаи

Созданная общими усилиями индийских и российских специалистов ракета называется "Брамос" - по названию двух рек, протекающих в Индии и России, Брахмапутры и Москвы. О том, как финансируется совместная работа, и о характеристиках появившегося в результате оружия "НВО" попросило рассказать руководителя индийско-российского СП доктора А. Сиватхану Пиллаи.

- Господин Пиллаи, почему индийские вооруженные силы нуждаются в ракете такого типа, как "Брамос"? Каковы ее особенности?

- Это самая совершенная крылатая ракета. Сегодня в мире преобладают крылатые ракеты, скорость полета которых ниже скорости звука. Во время войн в Персидском заливе мы видели, какими преимуществами обладают крылатые ракеты, которые применялись в первые дни противоборства и уничтожали силы неприятеля. В любой войне будущего будут использоваться крылатые ракеты. И неизбежно создание защиты от них. Поэтому дозвуковые крылатые ракеты очень скоро устареют.

Обороняться против сверхзвуковых крылатых ракет невозможно. Именно поэтому Индия и Россия приняли правильное решение - основать совместное предприятие для производства наиболее современной сверхзвуковой ракеты. Она уникальна благодаря сверхзвуковой скорости, точности и энергии разрушения. Она может пробить защиту, какую бы ни возвел враг, причем в кратчайший промежуток времени.

Второй важный момент состоит в том, что комплекс "Брамос" может быть установлен на любой "платформе". Это дает большое преимущество, если иметь в виду, что в будущих войнах центральное место будут занимать сетевые системы связи. Такого оружия нет ни у кого в мире, кроме Индии и России.

- Насколько мне известно, Индия сейчас устанавливает "Брамос" лишь на одной "платформе" - на надводных кораблях. Это верно?

- Да, идет оснащение индийского военно-морского флота этими ракетами. С индийских кораблей они могут быть запущены по кораблям противника. Это противокорабельные ракеты с радиусом действия 290 километров. Индийский ВМФ принял решение использовать "Брамос" как стандартное боевое средство на всех будущих "платформах" флота.

- А как обстоят дела с ракетой класса "земля-земля"?

- Мы провели испытания этой ракеты. Испытания убедили командующего сухопутными силами и офицеров, что она бьет с высокой точностью. После этого сухопутные войска сделали заказ на ракеты "земля-земля". Мы сейчас заняты их производством. В 2007 году мы передадим армии первую партию ракет.

- Сколько ракет планируется произвести для сухопутных войск?

- Большое количество. Они будут установлены на мобильных пусковых установках, при командовании и контроле с мобильных командных постов.

- Может ли "Брамос" быть использована как ракета класса "воздух-земля"?

- Да. Индийские ВВС нуждаются в такой ракете. Но эта ракета отличается от той модели, которую приняли ВМФ и сухопутные силы. Во-первых, мы должны сократить вес для воздушной "платформы". Во-вторых, необходимо учитывать начальную скорость, обеспечиваемую самолетом-носителем. Задания, связанные с уменьшением разгонной ступени, введением стабилизаторов и нового носового обтекателя, уже выполнены. Ракета почти готова. Сейчас идет работа над интеграцией системы управления оружием в авионику самолета. Когда эти работы будут закончены, мы приступим к летным испытаниям.

- А сколько испытаний было проведено с моделями, уже запущенными в производство?

- Мы провели тринадцать испытаний ракеты, предназначенной для сухопутных войск и морских кораблей.

- Этого достаточно?

- Проведя двенадцать испытаний, мы выполнили требования ВМФ и сухопутных войск. Тринадцатое испытание имело целью установить дополнительные возможности ракеты. Мы будем и дальше проводить испытания, для того чтобы изучить операционные возможности системы.
- Но неужели на основе всего тринадцати испытаний можно сделать вывод о надежности системы?

- Она ведь возникла не на пустом месте. Были уже определенные заделы. Российская сторона более десяти лет работала над созданием силовой установки. Чтобы проверить ее, они провели серию испытаний. Российские специалисты создали прототип ракеты с использованием этого же двигателя. Это облегчило нашу задачу. Нам не нужно было повторять все испытания и проводить дополнительные запуски.

Подобным же образом система наведения, которую предоставила Индия, прошла ряд испытаний на наших ракетах, таких как "Притхви", "Агни". Нам не нужно было повторять все испытания и проводить дополнительные запуски. Иными словами, проведя успешные испытания раздельно, мы с российской стороной объединили усилия и смогли сократить число пусков. Кроме того, мы провели много этапов моделирования и внедрили систему самотестирования.

- В прессе сообщалось, что ваше совместное предприятие намерено поставлять свою продукцию в третьи страны, в частности в Малайзию…

- Россия и Индия заключили межправительственное соглашение о том, что эта ракета будет использоваться в Индии, в России и экспортироваться в ряд дружественных стран. Вопрос о том, кто же входит в число этих дружественных стран, будет определяться Индией и Россией совместно.

Созданный для этого двумя сторонами комитет составил список стран-кандидатов и поручил мне провести с ними переговоры. Ни одного контракта еще не заключено. Я не могу назвать эти страны, пока все находится на этапе обсуждения.

- Чем отличается "Брамос" от знаменитой американской ракеты "Томагавк"?

- И та и другая - крылатые ракеты. Дальность у них разная. Мы ограничили дальность 290 километрами - в связи с тем, что Россия в соответствии с положениями Режима контроля над экспортом ракетных технологий не может экспортировать ракеты большей дальности. "Томагавк" - это дозвуковая ракета, ее скорость - 0,8 Маха. У нас скорость - 2,8 Маха. В этом принципиальная разница. Наш продукт намного превосходит "Томагавк".

- Каков уставный капитал СП и какова доля каждой стороны?

- Уставный капитал составляет 250 миллионов долларов. 50,5% принадлежит Индии, 49,5% - России. Такое соотношение определяется двумя факторами.

Во-первых, по закону о СП в нашей стране индийский участник должен владеть большинством акций. Во-вторых, если бы у нас был 51% капитала, то предприятие считалось бы государственным. А с 50,5% мы остаемся частным предприятием, хотя и финансируемым правительством. То есть сохраняем определенную свободу действий. Результаты подтверждают эффективность этого партнерства.

- Используется ли индийский долг перед Россией для финансирования СП?

- Вклад российской стороны в СП был осуществлен в счет долга вашему государству, который по частям ежегодно выплачивает Индия.

Обычно оплата ведется товарами. Но в этом случае индийское правительство впервые решило, что часть долга будет предоставлена в денежной форме нашей компании. Точнее говоря, Резервный банк Индии конвертирует доллары в рупии и дает их нам.

- А как возмещаются затраты российских компаний, участвующих в выпуске продукта?

- СП заключает контракты с ними и платит долларами.

Из досье "НВО"

А. Сиватхану Пиллаи окончил университет в Мадрасе по специальности инженер-электрик, обучался в школе бизнеса в Гарварде (США) и защитил докторскую диссертацию в университете Пуны (Индия). В 1969 году принят на работу в индийский Центр космической науки и технологий. Участвовал в создании первого спутника своей страны. С 1986 года работает в Организации оборонных исследований и развития. Сыграл ключевую роль в разработке "Агни", "Притхви" и других индийских боевых ракет. Является главным контролером оборонных исследований и главным исполнительным директором СП "Брахмос эйрспейс".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка