Источник: журнал «SmartMoney»
Опубликовано: 26.03.2007, 14:25

Кнут и пряник для EADS

За право сделать 5% нового самолета A350 России придется заплатить


Россия, кажется, добилась вожделенной цели - стать полноправным партнером европейского авиапрома. Государственная Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписала соглашение с концерном EADS. Мы выполним 5% работ по проектированию и производству Airbus 350 XWB. А впоследствии будем получать процент от продаж этих самолетов. Неплохо? Только на первый взгляд.

В прошлом году Внешторгбанк примерно за $1,2 млрд купил 6% акций EADS. Теперь этот пакет планируется передать в капитал ОАК, которая в теории могла бы претендовать на участие в управлении европейским концерном. Однако европейцы изо всех сил сопротивляются этому, на что первый вице-премьер Сергей Иванов, курирующий ОАК, несколько раз даже жаловался публично.

И вот теперь ОАК приглашают в проект 350 XWB. Аббревиатура XWB в названии самолета расшифровывается как Extra Wide-Body, то есть "широкофюзеляжный". По словам руководства Airbus, это "совершенно новое семейство экстракомфортных самолетов, обладающих экстраэффективностью".

Свежеорганизованной ОАК, которая нуждается в инвестициях, управленческих и инженерных технологиях, предложение вроде бы должно нравиться. ОАК обещаны доходы не только от подрядов, но и от продаж лайнеров, которые должны появиться на рынке в 2013 г.

Но есть важный нюанс. Представитель Airbus Райнер Олер говорит, что ОАК придется пропорционально участвовать в инвестициях в проект. В прошлом году, объявляя о начале разработки A350 XWB, EADS оценивала их в $13,4 млрд. То есть у ОАК могут попросить $670 млн. При этом подписанию соглашения предшествовало замораживание планов закупки "Аэрофлотом" 22 самолетов Boeing 787 Dreamliner. А ведь за место в очереди за ними "Аэрофлот" в прошлом году заплатил $40 млн. Зато авиакомпания объявила о твердом намерении купить то же количество A350. Только появятся они на четыре года позже "Боингов". Не слишком ли мы много платим за дружбу с европейцами? Судя по всему, участие ОАК в дорогостоящем проекте - очередная попытка выторговать место в совете директоров EADS. У России, впрочем, кроме этого пряника найдется и кнут. В декабре 2005 г. EADS с личного одобрения президента Путина приобрела 10% акций НПК "Иркут". Представитель концерна вошел в совет директоров НПК. Но после конвертации акций "Иркута" в бумаги ОАК EADS получит за свою долю не более 1,5% новой корпорации. Таким образом европейцы могут лишиться рычагов управления. Если, конечно, не пустят нас к себе.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 26 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «SmartMoney». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Объединенная авиастроительная корпорация, Самолетостроение, Эрбас, Авиационные Технологии Инвестиции Сервис, Научно-производственное предприятие Спецавиа (в процессе тестирования)