Источник: газета «Час»
Автор: Светлана Гартованова
Опубликовано: 26.03.2007, 16:08

Регионы идут на взлет


За четыре года поток пассажиров через Рижский аэропорт увеличился с 700 тысяч до 2,5 миллиона. В ближайших планах министерства сообщения - поддержка региональных аэропортов в Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе. Планка, которую хотят достичь Шлесерс и его команда, - 30 миллионов пассажиров, летающих самолетами через Латвию. В десять с лишним раз больше населения страны? Не верится...

Все флаги в гости к нам

Свои сомнения "Час" высказал руководителю Рижского аэропорта Кришьянису Петерсу.

- Когда речь шла о 2,5 миллиона пассажиров, тоже никто не верил. Тем не менее такого результата удалось достичь довольно быстро. К 2015 году пассажиропоток должен увеличиться до 10 миллионов.

Уже сейчас ясно, что аэропорт в нынешнем виде не справится с такой нагрузкой. Терминал построен в 1973 году. Есть у нас далеко идущие планы по строительству нового терминала. А пока реализуем программу по созданию вокруг аэропорта целого комплекса услуг. Мы начинаем строить бизнес-парк с хорошим конференц-залом, гостиницами, кафе. Предусмотрено место и для компаний по логистике.

- Совет по конкуренции потребовал отменить льготы для ряда авиакомпаний, поскольку это подрывает основы честной конкуренции. Не помешает это вашим планам?

- Сейчас мы решаем в суде наш спор с Советом по конкуренции. Разве льготы предоставлялись кому-то "за красивые глаза"? Разработана четкая система, при каких условиях компания получает бонусы. Самое главное условие - за год нужно перевезти не менее 250 тысяч пассажиров. С этим первыми справились так называемые дешевые перевозчики. Но интересно, что некоторые авиакомпании, которые говорили, что никогда не пойдут по пути уменьшения комфортабельности и снижения цены, сейчас открыли рейсы с дешевыми билетами. В итоге количество пассажиров у них резко прибавилось. Что это, если не здоровая конкуренция?

- Откуда и куда летят через Ригу больше всего?

- Самое популярное направление - Хельсинки. В неделю это 18 рейсов airBaltic и 12 рейсов Finnair. Чуть меньше - 28 рейсов в неделю - связывают Ригу с Лондоном и Стокгольмом. И дальше по убывающей - Копенгаген, Осло, Франкфурт, Дублин, Берлин, Москва и так далее.

- На мой взгляд, в этом списке четко видно, что самолетом летят наши - на работу, скандинавы и англичане - к нам на веселый отдых. Вас ведь упрекают и за то, что благодаря дешевым авиабилетам Ригу наводнили туристы, которые ищут здесь дешевый алкоголь и доступный секс.

- Я отвечу так: если в вашем доме каждый день пьянствуют гости, то виноваты они или хозяева? К вам приходят распить бутылку? Ко мне тоже не приходят. А у кого-то пьяные драки и дебоши каждый день. Так надо думать не о том, чтобы поменьше было туристов, а о том, как навести порядок в столице и требовать его и от местных жителей, и от иностранцев.

Аэропорт - это инструмент

Рижский аэропорт: самое популярное направление - Хельсинки.

- В возможностях Риги все убедились, но вот что касается аэропортов в провинции, то многие бизнесмены высказывают сомнения в их прибыльности.

- Это глубокое заблуждение - ожидать прибыли от таких объектов. Аэропорт - это инструмент для развития экономики. Ни больше и ни меньше. Хорошо, если он становится рентабельным, хотя бы за счет сопутствующих услуг. Но даже если есть на первых порах убытки, то надо учитывать и то, какие новые возможности появились в разных сферах. Например, подсчитано, что сейчас туристы оставляют в Риге 100 миллионов латов. Айнару Шлесерсу Ассоциация туризма даже присвоила звание "Человек года", хотя туризмом он не занимался. Жители Латвии благодаря дешевым билетам двинулись в путь, даже те, кто никогда в жизни не садился в самолет. Многие отправились за рубеж работать. Пенсионеры полетели в гости к детям и внукам. А молодежь стала летать на выходные в другие страны.

- Вряд ли студенты или рабочие могут себе такое позволить...

- Да запросто. Например, компания Ryanair видит, что до заветной цифры в 250 тысяч пассажиров и льгот от аэропорта ей не хватает тысяч десять пассажиров. Она объявляет цену на билет - один лат. Плюс сбор аэропорта - 12,80 евро. Молодежь по интернету всегда следит за такими акциями. Теперь скажите: сегодня в Риге молодой парень неспособен заработать десятку, чтобы потратить ее в выходные? Переночевать можно у друзей. У нас появилось совершенно новое поколение - открытое миру, владеющее языками, контактное и мобильное.

Что касается региональных аэропортов, то они, скорее всего, будут использоваться прежде всего для грузоперевозок. И в этом плане Даугавпилс имеет хорошие перспективы именно как центр логистики.

- Но строительство центра логистики запланировано в Екабпилсе, только на первом этапе на него выделяют 2,5 миллиона латов...

- Екабпилс будет перевалочной базой для большегрузных автомобилей на транзитном пути с запада на восток, вплоть до Китая. Ясно, что при таких масштабах работа найдется для всех. И аэропорт на расстоянии девяносто километров со своими таможенными складами и прочей инфраструктурой поможет поднять регион.

Что имели, не хранили

Аэропорт под Даугавпилсом будет построен на месте бывшего военного аэродрома. Горько видеть, что наследство Советской армии не сумели сохранить. Отдали за гроши частникам, которые не нашли ничего лучшего, как распилить взлетно-посадочную полосу на блоки и продать в качестве волнорезов. Но не все сумели раскурочить. Особо прочный бетон с арматурой не поддавался никаким инструментам. Так что часть полосы сохранилась, как и вся дренажная система.

Самоуправление выкупило эту землю. Причем райсовет продал объект за несколько тысяч латов, а город приобрел - уже в запустении - за миллион! Неплохо поживились приватизаторы, что и говорить.

Предприятие "Даугавпилс лидоста" со стопроцентным капиталом самоуправления уже нынешним летом планирует получить сертификат для открытия аэродрома первого уровня. Это означает, что на старой военной базе в поселке Лоцики смогут садиться частные самолеты, медицинская авиация и так далее.

Международный региональный аэродром в Даугавпилсе должен вступить в действие в 2013 году. К этому сроку по государственной программе развития инфраструктуры будут реконструированы аэропорты в Вентспилсе и Лиепае.

На строительство "воздушных ворот" в Вентспилсе необходимо 12 миллионов латов, в Лиепае - 21 миллион, в Даугавпилсе - 20 миллионов. Финансирование проекта технико-экономического обоснования берет на себя министерство сообщения. Пока правительство планирует выделить на все три региональных аэродрома 20 миллионов латов. Но уже есть интерес инвесторов, готовых вкладывать деньги.

Есть и еще один вопрос. Возможно, взлетно-посадочную полосу восстановить проще, чем сегодня найти специалистов. Какой был институт инженеров гражданской авиации! А где теперь брать кадры?

На этот последний вопрос Кришьянис Петерс ответил с оптимизмом:

- Если есть потребность, достаточно быстро появляются и предложения. У нас сейчас самая дефицитная специальность не пилот и не диспетчер, а специалист по управлению в области авиаперевозок. Менеджеры нужны толковые. Полагаю, что в ближайшие годы вузы сориентируются и начнут подготовку по нужным специальностям. Тем более что министерство сообщения продумывает госзаказ. Я уверен, что былая авиационная слава Латвии возродится.

Цифра

В декларации правительства сказано, что пассажиропоток через аэропорт Рига должен возрасти до 30 миллионов человек.

 

Дайджест прессы за 26 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 26 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Час». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.