Источник: газета «Час»
Опубликовано: 27.03.2007, 18:19

Сколько стоит жизнь авиапассажира?


О страховании пассажиров "Часу" рассказал Геннадий Андрющенко, замдиректора департамента авиационного страхования компании BTA.

- История страхования авиапассажиров началась в 1929 году, когда в Варшаве была принята конвенция, устанавливающая ответственность авиаперевозчика за жизнь пассажира и целостность его багажа. Было определено, что авиаперевозчик гарантирует выплату за каждого погибшего пассажира 10 000 долларов и выплату 20 долларов за каждый кг утраченного в катастрофе багажа.

В 1955 году ставка выросла до 20 000 долларов. Потом осознали, что жизнь пассажира бесценна, и в 1999 году в Монреале предложили новую конвенцию, в которой определена безграничная ответственность за жизнь пассажира. То есть сколько адвокат погибшего сможет доказательно выбить из авиаперевозчика, столько суд и заставит его выплатить, хоть миллиард.

Но! Решения международных конвенций приобретают обязательную силу только в случае ее подписания не менее 30 государствами. Монреальскую конвенцию три десятка государств еще не подписали. Поэтому с мая 2005 года Евросоюз ввел свои требования к авиаперевозчикам, совершающим полеты на территории ЕС и между странами ЕС. Они признаны всеми государствами Евросоюза.

Ответственность перевозчика перед третьими лицами на земле определяется максимальным полетным весом самолета. Например, для ультралегкого самолета с максимальным полетным весом меньше 500 кг, ответственность - около миллиона долларов. Если полетный вес составляет 500 тонн, то ответственность составляет 700 миллионов. Теоретически такая сумма может быть выплачена за ущерб третьими лицам на земле, допустим, тем, на чьи дома упал самолет. Без обеспечения страхованием такой ответственности над территорией ЕС никто не имеет права летать.

Отдельную ответственность авиаперевозчик несет перед пассажирами. Это около 370 000 долларов за каждого погибшего. Но погибшего не по вине летчика или из-за отказа техники, а, например, от попадания птицы в двигатель. То есть суд в этом случае не может заставить авиаперевозчика заплатить больше. В остальных же случаях, если будут доказана вина экипажа или наземных служб, суд может присудить и большую сумму. И еще 1500 долларов за каждую единицу утраченного багажа.

Как правило, перевозчик не имеет таких денег, чтобы оплатить последствия даже одной авиакатастрофы. А летать-то надо... Тогда ответственность перенимают страховые компании. Если авиаперевозчик грамотно обслуживает самолеты и летает на них с соблюдением нормативов, обеспечивает безопасность полетов, он может гарантированно рассчитывать на страховую защиту. А если нарушает - никто его ответственность не будет страховать...

 

Дайджест прессы за 27 марта 2007 года | Дайджест публикаций за 27 марта 2007 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Час». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Безопасность полетов (в процессе тестирования)