О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Единый кулак средств РКО и ПВО

Разрабатывается перспективная система управления воздушно-космической обороной

Странное дело: в Вашингтоне удивлены реакцией Москвы на планы США по развертыванию элементов американской противоракетной обороны в ряде стран Европы. Интересно, неужели они и впрямь ждали из России покорного "одобрямс" или аплодисментов? Так или иначе, нет худа без добра: в России заявления с берегов Потомака породили дискуссию, которая, судя по всему, одними словами не ограничится. Силы и средства ракетно-космической (РКО) и противовоздушной обороны (ПВО), которые сегодня функционируют в Космических войсках и Военно-воздушных силах, нужно объединить, считает начальник Главного штаба ВВС России генерал-полковник Борис Чельцов.

"Дальнейшее повышение эффективности боевого применения этих систем мы видим путем их функциональной интеграции в единую систему воздушно-космической обороны (ВКО)", - заявил Борис Чельцов "ВПК". Силы РКО и ПВО способны обнаруживать, уничтожать (подавлять) силы и средства воздушно-космического нападения (СВКН). Кроме того, к решению задач ВКО привлекаются силы стратегической разведки и радиоэлектронной борьбы.

По мнению Бориса Чельцова, одним из безусловных приоритетов в создании системы ВКО должно стать развитие системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении и системы управления. "Решение этой проблемы, - считает генерал, - лежит в плоскости интеграции всех имеющихся сегодня и разрабатываемых перспективных информационных средств различных принципов действия и видов базирования вне зависимости от видовой или министерской принадлежности, а может быть, и формы собственности".

Интегрированная система ВКО, предлагает начальник Главного штаба ВВС, должна состоять из систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления сил и СВКН, всестороннего обеспечения ВКО и управления ею. "Применение этих систем должно осуществляться под единым руководством, по единому замыслу и плану, в едином контуре боевого автоматизированного, а на отдельных этапах и автоматического управления вне зависимости от видовой или родовой подчиненности выполняющих эти задачи средств. Именно поэтому общее руководство созданием и строительством системы ВКО государства должен осуществлять высший орган военного управления - Генеральный штаб Вооруженных Сил", - отметил военачальник.

Однако для непосредственного управления как в мирное, так и в военное время этими функционально связанными в единой системе ВКО разновидовыми и разнородными войсками, силами и средствами должен быть создан соответствующий или наделен необходимыми полномочиями уже существующий орган управления. На него нужно возложить функции планирования, подготовки и применения этих сил, а также всей полноты ответственности за организацию воздушно-космической обороны государства. "Интеграция сил требует конкретных действий, и уже сегодня мы не стоим на месте, - поделился планами генерал. - Объединяя усилия Министерства обороны и гражданских ведомств, мы создаем Федеральную систему разведки и контроля воздушного пространства. В рамках Объединенной системы ПВО интегрируются силы ПВО государств-участников СНГ".

Борис Чельцов также напомнил, что по инициативе Минобороны РФ предпринимаются шаги по развитию оборонно-промышленного комплекса. "Созданы авиационный концерн и концерн ПВО. Но, по нашему глубокому убеждению, этого недостаточно, - убежден начальник Главного штаба ВВС. - Необходима еще большая интеграция и средств, и научного потенциала, как это было при создании отечественного ядерного оружия и первых космических аппаратов. Видимо, пришло время создания и концерна ВКО и формирования в структуре Государственной программы вооружения отдельного раздела "Системы и комплексы воздушно-космической обороны".

Одним из приоритетных направлений функциональной интеграции систем ПВО и РКО в системы разведки и предупреждения, поражения и подавления сил и СВКН Борис Чельцов назвал создание нестратегической ПРО. По его мнению, "именно нестратегическая ПРО является тем элементом ВКО, который функционально увязывает в системном плане компоненты ПВО и РКО". Начальник Главного штаба ВВС далее подчеркнул, что именно система управления является системообразующей для систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления сил и СВКН, всестороннего обеспечения. Поэтому перспективная система управления ВКО РФ должна представлять собой совокупность развернутых на земле, на море, в воздушном и околоземном космическом пространстве объединенных функциональными связями органов и пунктов управления, средств автоматизации и систем связи. В мирное время она должна быть способна обеспечить всестороннюю подготовку войск (сил) и средств ВС к боевым действиям и поддержание их в постоянной высокой боевой готовности, а в военное - обеспечить руководство войсками (силами) и средствами ВС, решающими задачи ВКО. При построении (создании) такой системы управления в полной мере должны быть реализованы такие важнейшие принципы, как персональная ответственность за решение задач воздушно-космической обороны, а также единство боевого управления всеми силами и средствами ВКО на основе подчинения их одному командованию.

В создании интегрированной системы поражения и подавления СВКН противника также должны быть свои приоритеты, позволяющие свести к минимуму наметившееся отставание средств обороны от средств нападения, и генеральным направлением здесь должно быть придание средствам ПВО возможностей борьбы с ракетными средствами нападения - нестратегическими баллистическими, гиперзвуковыми целями и крылатыми ракетами. Необходимо также активизировать и объединение военной науки, занимающейся проблемами воздушно-космической обороны, создание единых в Вооруженных Силах научных и учебных центров ВКО, решить ряд других важнейших задач, связанных, в частности, с созданием всеобъемлющего глобального разведывательно-информационного поля с дифференцированным доступом и др.

Россия, по словам Бориса Чельцова, "не может не реагировать на военные программы, представляющие хотя бы потенциальную опасность для основы стратегической стабильности - стратегических ядерных сил как главного средства сдерживания прежде всего крупномасштабных войн". "Не можем мы не реагировать и на приоритетное развитие средств воздушного нападения, отдельные образцы из которых уже сегодня способны действовать, переходя из воздуха в космос и обратно, - дополнил генерал. - Неопределенность развития военно-политической ситуации не исключает их применения против России".

При этом, продолжал он, нужно реально осознавать слишком различные условия создания, например, надежной системы ПВО России в сравнении с США. Прежде всего, экономические - по валовому внутреннему продукту и по военному бюджету США превосходят РФ более чем в 20 раз. Военно-географические факторы - территория России в 1,8 раза превосходит Соединенные Штаты, подлетное время средств воздушного нападения США и НАТО к приграничным районам России составляет от шести минут до одного часа, в то время как российская авиация может достичь территории США лишь через пять часов.

"По объектам России может действовать до 2000 боевых самолетов США и НАТО, наши возможности во много раз меньше, - признал Борис Чельцов. - В США в настоящее время развернуто сил ПВО почти в полтора раза больше требуемых для выполнения задач контроля воздушного пространства и пресечения нарушений государственной границы. В России число средств ПВО гораздо меньше их необходимого количества". "Поэтому о "зеркальных" ответах не может быть и речи", - делает вывод военачальник. В этих условиях, уверен он, "необходимы поиски решений, направленных на неотвратимость эффективного ядерного реагирования и на прикрытие от ударов с воздуха и из космоса".

Борис Чельцов напомнил, что в апреле 2006 г. военно-политическим руководством страны была принята Концепция воздушно-космической обороны государства. Она предполагает использование с максимальной эффективностью имеющихся потенциалов всех войск, сил и средств, в первую очередь противовоздушной и ракетно-космической обороны, путем интеграции их элементов. А также создание и развитие ВКО РФ как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами, всеми ресурсами, привлекаемыми к решению задач воздушно-космической обороны.

Среди возрастающих угроз национальной безопасности военно-стратегического и военно-технического характера генерал назвал планы развертывания объектов ПРО США в ряде европейских стран. "Инициативные предложения "молодых" участников блока НАТО, таких как Польша и Чехия, по развертыванию на их территории элементов глобальной единой системы ПВО-ПРО США предоставляют Соединенным Штатам и их союзникам по НАТО потенциальную возможность поражения наших стратегических ядерных сил", - подчеркнул Борис Чельцов. Причем, пояснил он, речь идет о самом уязвимом, начальном (восходящем) участке траектории их полета: "Это уже представляет собой серьезную угрозу военной и, как следствие, национальной безопасности России и способно привести к подрыву всей системы стратегической стабильности в мире".

Собеседник "ВПК" отметил, что в ближайшем будущем при завершении разработки гиперзвуковых летательных аппаратов в диапазоне высот полета 40-100 км, а также появлении космических ударных систем ожидается появление новых "окон уязвимости". И, если у России не будет средств противокосмической обороны, удар возможен космическими средствами, не будет системы противоракетной обороны - баллистическими ракетами. Если не будет средств борьбы в диапазоне высот 40-100 км, удар может быть нанесен гиперзвуковыми летательными аппаратами, будет слабая ПВО - авиацией и крылатыми ракетами, предположил генерал. По мнению военного руководства США, сообщил начальник Главного штаба ВВС России, широкий диапазон высокоточных средств воздушно-космического нападения обеспечит уничтожение основных средств ответного удара противостоящей стороны. А задача отражения оставшихся ракетных средств возлагается на бурно развивающуюся систему ПВО-ПРО. Для этого США вышли из Договора по ПРО. "Таким же образом они могут выйти и из договоров по запрещению размещения в космосе ударных систем", - не исключил Борис Чельцов.

Для предотвращения такого хода событий Вооруженные Силы РФ должны быть способны защитить силы и средства ответного удара, высшие звенья государственного и военного управления, объекты экономики и инфраструктуры страны, население государства от удара любых средств воздушно-космического нападения. "Причем не только силами ракетно-космической обороны, но и ПВО, то есть силами воздушно-космической обороны", - отметил Борис Чельцов. Эти и ряд других вопросов должны найти отражение в новой редакции Военной доктрины РФ, предложил генерал. В документе, говорит он, нужно четко прописать приоритеты в развитии сил, обеспечивающих как стратегическое, так и региональное сдерживание, которые должны соответствовать их вкладу в решение общих задач Вооруженных Сил России. Не должно быть такого положения, при котором вобравший в себя прежних два вида Вооруженных Сил - Войска ПВО и Военно-воздушные силы, - качественно новый вид ВС финансировался на уровне 12-14% бюджета Минобороны и имел в своем составе чуть более 15% численности российской армии. По оценкам специалистов, уровень финансирования ВВС должен быть увеличен в 2-2,5 раза, а численность - не менее чем в 1,2 раза. Без этого Вооруженные Силы РФ не будут иметь ни эффективной системы разведки воздушно-космического пространства, ни мощной авиации театра военных действий, ни достаточного количества современных зенитных ракетных комплексов, ни комплексной системы управления силами авиации и противовоздушной (воздушно-космической) обороны. При таком раскладе не будет ни перспективных систем оружия на новых физических принципах, ни достаточной группировки войск постоянной готовности, предостерег Борис Чельцов. "Дальновидное определение и отражение в Военной доктрине соответствующих приоритетов вооруженной борьбы позволит органично развивать все виды Вооруженных Сил России, реализуя это в Государственной программе вооружения", - сказал начальник Главного штаба ВВС. Закрепление положений о ВКО в новой Военной доктрине, на его взгляд, "является принципиально важным и позволит не только обеспечить адекватное их отражение в документах строительства и применения Вооруженных Сил, но и, что особенно важно, - организовать и осуществлять целенаправленную деятельность органов управления по ее возрождению и развитию".

Необходимость корректировки национальной Военной доктрины связана и с тем, что Россия не только начинает искать, но и уже находит "противоядие" от ряда новых вызовов и угроз. Так, главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов заявил недавно, что у России уже есть адекватный ответ на возможное размещение элементов ПРО США на Кавказе - новейшие зенитные ракетные системы (ЗРС) С-400. "У нас есть все необходимое, чтобы адекватно ответить на это размещение. Российские системы С-400 обеспечивают работу, в том числе и в плане воздушно-космической обороны", - заявил главком журналистам. Он подчеркнул, что планы Вашингтона по размещению элементов ПРО в Европе должны беспокоить прежде всего те страны, которые предоставляют свою территорию под военную инфраструктуру США. Так Владимир Михайлов прокомментировал заявление главы американского Агентства по противоракетной обороне генерал-лейтенанта Генри Оберинга о том, что в состав системы ПРО предполагается включить мобильный радар с возможным базированием в одной из кавказских стран. Этот радар будет осуществлять начальное целеуказание для более мощной РЛС США, которая будет базироваться в Чехии.

"Пусть размещают, - отметил главком. - В конце концов это их проблемы. К сожалению, говорят о размещении компонентов ПРО США даже в таких странах, как Украина, и ряде других государств, в том числе ближнего зарубежья. Это тоже их проблемы". Владимир Михайлов отметил, что с учетом дальности стрельбы ЗРС С-400 она обеспечивает решение задач воздушно-космической обороны.

Как сообщил "ВПК" начальник Главного штаба ВВС Борис Чельцов, на ЗРС С-400 в первую очередь будет переоснащена система ПВО Москвы, после чего придет очередь остальных регионов страны. Для начала летом текущего года в Подмосковье планируется поставить на боевое дежурство несколько дивизионов С-400, а затем - наращивать их количество. Со временем все полки ВВС, оснащенные системами С-300, а их сегодня более 30, будут иметь на вооружении ЗРС С-400, которая в будущем составит основу противовоздушной и противоракетной обороны России. При этом все полки ПВО будут смешанного состава: они будут иметь и ЗРС С-400, и С-300. Такой подход обусловлен тем, что главная задача "четырехсотки" - борьба с противником на дальних подступах и противоракетная оборона, а с беспилотными летательными аппаратами, крылатыми ракетами и другими подобными целями будут бороться С-300.

Как объяснил Борис Чельцов, "это будет многоэшелонированная оборона страны, построенная по оптимальному соотношению "эффективность-стоимость". "Средства борьбы с атакующим оружием должны быть соизмеримы по стоимости, а может быть, и более дешевыми, чем средства нападения", - подчеркнул начальник Главного штаба ВВС. По словам генерала, С-400 - уникальный продукт, который позволит существенно повысить потенциал ПВО. Не удивительно, что ряд зарубежных стран уже выразил желание закупить у России ЗРС С-400 в варианте, который получил наименование "Триумф". "ОАЭ присматриваются, и у них есть такое желание. Что ж, это вполне оправданно, - считает Борис Чельцов. - Насколько я знаю, вопрос находится в стадии обсуждения. Мы надеемся, что эта система будет востребована за рубежом. Как профессионал, могу сказать - аналога у нее нет".

Генерал также рассказал, что неспециалисту внешне очень трудно оценить разницу между С-300 и С-400, вся изюминка - во внутренней начинке новой системы. Во-первых, это новейшие вычислительные средства. Во-вторых, там реализованы совершенно другие принципы локационных средств. Еще одно принципиальное отличие - новые ракеты. В общем, вся начинка суперсовременная и именно она позволила значительно увеличить дальность стрельбы, совместить в боекомплекте несколько типов ракет и функции от противоракетной до противосамолетной обороны. А также - значительно увеличить эффективность в условиях противодействия противника как электронного, так и огневого.

Принципиальное отличие С-400 заключается в том, что она способна заменить три системы С-300ПМУ1. Таким образом, кроме повышения боевой готовности, достигается серьезная экономия средств - на боевом расчете, электроэнергии и за счет других показателей. От момента обнаружения цели до пуска проходит всего несколько секунд. Высокомобильная ЗРС С-400 способна уничтожать воздушные цели на высотах от нескольких десятков метров до стратосферы. Систему планируется использовать совместно с Космическими войсками во взаимодействии с системой А-135 для прикрытия крупных промышленных центров России - таких как Москва, Санкт-Петербург, промышленные районы страны, - для уничтожения ракет противника на подлете к этим объектам. Также не исключается возможность применения этих ЗРС для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами после разделения их головных частей. Боевые расчеты С-400 будут в автоматическом режиме получать из космоса информацию о полете ракет на конечном участке их траектории.

Как известно, вопросы о ходе разработки перспективных систем зенитного ракетного оружия ПВО, ПРО и их роли в формировании системы ВКО обсуждались 27 февраля на выездном заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, прошедшем на базе НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина (входит в состав Концерна ПВО "Алмаз-Антей"). Тогда, комментируя итоги заседания, главком ВВС Владимир Михайлов отметил, что новая система оружия, объединяющая функции противовоздушной обороны, ПРО и противокосмической обороны, "вберет в себя лучшее, что имеют системы С-300 и С-400". "Но она будет построена на новейших схемах. Это новая система пятого поколения", - подытожил Владимир Михайлов.

В свою очередь, заместитель главкома ВВС по Объединенной системе ПВО СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев заявил "ВПК", что объекты ПРО, которые США намерены развернуть в Восточной Европе и одной из кавказских стран, позволят американским военным держать под контролем значительную часть территории России. "Размещение этих объектов, в частности радиолокационных станций (РЛС) в Чехии и на Кавказе, даст возможность контролировать территорию Российской Федерации. Технические возможности этих станций очень большие, они полностью будут "просматривать" территорию России в зоне своей досягаемости", - предупредил генерал. Он далее, правда, пояснил, что ему пока не известны тактико-технические характеристики РЛС, которую США предполагают развернуть в Закавказье, "но, судя по всему, дальность обнаружения - три-четыре тысячи километров". Одной из главных причин размещения подобных американских станций пассивной локации метрового диапазона на Кавказе и в Европе замглавкома считает стремление США увеличить время для принятия решения в случае старта ракет. "Их задача - зафиксировать старт, - уверен Айтеч Бижев. - Америка находится далеко, подлетное время достаточно большое для того, чтобы они могли привести свои силы и средства в готовность номер один для принятия решения. Чем раньше они обнаружат старты ракет, тем у них больше времени для принятия решения".

Говоря о боевых средствах перехвата, которые Вашингтон планирует разместить на территории Польши, генерал сообщил, что "они предназначены для уничтожения случайно пущенных ракет при возникновении форс-мажорных обстоятельств". "Бывают же всякие случайности", - добавил Айтеч Бижев. Он отметил, что размещение этих объектов ПРО США по периметру границ РФ не способствует сохранению стабильности в регионе, поскольку "они обложили нас этими средствами, и любое движение будет им известно". "Под прицелом, - сказал генерал, - находиться никому не приятно". Он также обратил внимание на то, что для России "нет абсолютно ничего нового в том, что делают сегодня США, создавая по периметру России систему предупреждения о ракетном нападении, чтобы фиксировалось любое движение, любой старт и информация в "автомате" шла на континент для принятия политического решения". "У нас это давно пройдено", - отметил Айтеч Бижев. Он пояснил, что во времена Советского Союза во всех союзных республиках были такие же станции - в Латвии (Скрунде), в Азербайджане (Габала), на Украине (Мукачево). "При развале Советского Союза эти источники информации пропали, и мы вынуждены переходить на орбитальную группировку для получения этой информации. Американцы повторяют наш алгоритм действий один к одному. Они пошли по этому пути, создавая по периметру России систему предупреждения о ракетном нападении", - подвел итог этой теме Айтеч Бижев.

Отвечая на вопрос о будущем Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) Союзного государства России и Белоруссии, Айтеч Бижев сообщил, что процесс ее создания вступил в завершающую стадию: "Мы уже на финишной прямой. Вся необходимая база готова". По словам генерала, спорные вопросы возникли по некоторым пунктам договора, по применению сил и средств, но они в ближайшее время будут урегулированы. Отвечая на вопрос, когда можно ожидать подписания соглашения о создании ЕРС ПВО, он заявил, что "это произойдет в ближайшее время, а когда именно, зависит от решения высшего командования". "Не думаю, что процесс тормозится на политическом уровне, полагаю, дело в технических причинах", - считает генерал. Задержка, пояснил он, связана с необходимостью подготовки протокольных мероприятий, которые требуют согласования времени и места (Москва или Минск) проведения церемонии.

Айтеч Бижев отметил, что недавно в Ереване собирались командующие ВВС и ПВО стран-участниц Объединенной системы ПВО СНГ "и там были обговорены с Белоруссией все нюансы, связанные с подписанием соглашения". "И противоречий никаких нет, - заверил генерал. - Более того, и Центрально-Азиатский регион хочет это делать. И Кавказский район коллективной безопасности пойдет по этой же схеме. Первыми накатают дорожку Россия и Белоруссия, а потом остальные по ней пойдут"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка